all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / О философии / Мир, Текст и Вы

Мир, Текст и Вы


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:29
Мир, Текст и Вы


(Нет голосов)
277 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Мир, Текст и Вы



Гносеологические аспекты восприятия мира и текста


- Что такое мир? Почему мы воспринимаем читаемое и видимое неодинаково?
В критический период своего творчества Кант изменил проблематику философии в отношении субъекта и объекта. Субъект – тот, кто воспринимает мир. То бишь - Вы! А объект – то, что вы воспринимаете – Текст, например.
Согласно Канту не субъект приспосабливается к объекту, для того чтобы его понять, а объект приспосабливается к субъекту и структурам его разума для того чтобы быть воспринятым. Что бы понять этот кажущийся на первый взгляд бред - в двух словах о теории познания Канта.
Существуют вещи сами по себе (та самая пресловутая «вещь в себе» в существовании которой искренне сомневались Бэркли и Фихте, Кастанеда и Пелевин). Человек с помощью органов ощущений (некоторые полагают, что их пять) воспринимает эти вещи. С помощью рассудка, который обладает априорными (доопытными) качествами времени и пространства, человек упорядочивает свои восприятия. Рассудок, согласно Канту – это низшая ступень Разума( А если языком современным – операционная система, встроенная намертво Vista).
Затем, с помощью разума, существующего определенными категориями, он формирует понятия и умозаключения и таким образом логически мыслит.
Таким образом, мы имеем дело не с вещами, а с явлениями этих вещей в собственном разуме (феноменами). А, следовательно «вещь в себе» (мир за пределами разума человека) недоступна познанию – мир непознаваем!
Поэтому познать чей-либо текст мы не можем. Мы познаём лишь его, интерпретированную нашими мыслеформами, отражение в структурах собственного разума. Вся последующая герменевтическая работа – это творчество, связанное не с познанием недоступного текста, а с расширением собственного конструированного мира.
Вы вовсе не выступаете в роли соавтора текста. Вы его подлинный автор. Когда вы, например, читаете стихотворение - то ставите ударения не так, как это хотел автор и интонация внутреннего чтения у вас другая, и понимание текста, разумеется, иное.
И наша оценка книги целиком детерминирована целым рядом факторов. Назову только три из них.
1.Априорные качества. К времени и пространству можно добавить генетическую обусловленность – всё то, что мы получаем по наследству талант, способность к рефлексии, биологические инстинкты, патологии и т. д.
2.Социальные детерминанты – воспитание, образование, самообразование, вкус…
3.Ситуация. У нас может болеть голова, или мы можем пребывать в стрессовой ситуации вследствие каких-нибудь личных проблем и т.д. В результате текст не воспринимается так как в обычной ситуации. А иногда наоборот доходит более ярко, чем в обычной обстановке.
Причём, социальные качества – вторичны по отношению к генетической обусловленности. Какая бы не была ваша социоболочка, вам не выйти за пределы своей генетической обусловленности. Всё что вы можете сделать – хороший оверклок.
Чаще всего, отказ воспринимать ту или иную книгу – является результатом внутреннего снобизма и консерватизма. Мы часто полагаем, что переросли тот или иной текст.
С чего – это Вы, читающий Филиппа Дика, Харлана Эллисона и Хорхе Борхеса, опуститесь до уровня Гарри Поттера или Перумова. Никогда!
А почему собственно - нет? Если текст достаточно профессионален, то наше нежелание с ним возиться говорит о недостаточной гибкости мышления и неумении адаптировать своё восприятие. По большому счёту парадигматические конструкции - и здесь и там – едины. Или… оправдание может быть только одно. Если вы понимаете, что времени осталось немного и его едва хватит на тех, кого вы уже сочли своими, сочли - Собой.
Формирование собственного мира процесс длительный, и заканчивается, как правило, с приходом смерти. В нём прогресс сочетается с регрессом, понимание с беспомощностью нигилизма. Социум, конечно же, играет значение в реализации ваших потенциальных врождённых возможностей. Без него вы бы не стали бы человеком вообще и тем кто вы есть теперь в частности. И те книги и те авторы которых вы вместили в себя – это Вы. Вы - Гомер и Шекспир, Толстой и Маркес, Ефремов и Желязны…
Троя Гомера – ваша Троя, а Макондо Маркеса –ваш Мокондо. И это не потому, что вы хорошо поняли авторов, а потому что они были вами впущены в ваш разум, уже к этому готовый и главное - своевременно.
Когда автор начинает писать плохо – это может означать, что либо Вы уже поднялись на новый уровень, либо вас опередил автор, а вы застряли в своём уютном миропонимании. Впрочем, вариант с регрессией автора – также возможен.

Мир, Текст и Вы
 Статья / Философия / О философии / Мир, Текст и Вы
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:29

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...