all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Фейербах


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:28
Фейербах


(Нет голосов)
237 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Фейербах



Критика христианства



Дубовицкий П.С.


«Сущность христианства» Л.Фейербах

«Критика христианства» (1-5 гл) Итак, религия для Фейербаха - это некая ступень эволюции сознания, показатель усложнения форм, а вместе с этим и противоречий. Здесь происходит «существенное отличие человека от животного», именно благодаря наличию сознания, в классическом своем понимании, возможно понятие религии, согласитесь, несколько не догматическая трактовка. Религия, грубо говоря, рационализируется, и чем сознание активней, тем человек больше проникается чувством религиозности. Соответственно размежевание человека и животного, приводит нас непосредственно к анализу сущности человека.
В чем заключается истинная сущность человека? Фейербах выделяет три качества, присущие человеку – это Разум, воля и сердце. По его мнению, это силы, довлеющие над человеческим родом, от них человек никуда не денется, они привнесены человеку более могущественным и высшим существом – Богом. Заметьте, Фейербах совершенно противоречит церковным учениям, обосновывающим главное для человека – Веру, надежду и любовь. Эти силы (фейербаховские) объективны для человека и объектом их созерцания выступает также объект (извиняюсь за тавтологию), последним является Бог. Благодаря самосознанию возможно постижение Бога, поскольку Бог, есть высшее сознание, высший объект сознания, и к которому вечно стремится человеческое. Сознание – это способность познавать себя самого в качестве предмета, наслаждаться своим совершенством, опосредованно другому объективному сознанию. Отличие человека от животного заключается в таком принципиальном моменте, как самообъективирование, которое, в свою очередь является показателем способности к постижению религии. Субъектом в этом случае выступают вышеназванные человеческие возможности – Мышление, воля, чувственность, которые объективируют человека в случае его деятельности посредству их самих. Познание Бога, исходя из этого осуществляется и зависит от этих способностей т.е. Бог, как бы то ни был он всемогущ, зависит от способностей человека, который в принципе одинаковы. Мыслительная способность задает рамки своего виденья Бога и тем самым его же и ограничивает. Бог и отношение человека к нему проявляется и в других связях т.е. человек то признает совершенным, где умение его в определенной отрасли достигает высшей точки. Так же дело обстоит и в религиозном плане, все существо человека стремится к познанию этого высшего, по средству и возможностям своих способностей.
Соответственно стремление, поиск покоя в этом высшем ,возможен в том случае ,если это нечто в-себе самом не противоречит моей сущности, если он не «иное» по отношению ко мне. Проблема в том, что Бог, должен быть: во-первых гораздо могущественней человека, во-вторых он должен быть не человеком, но схожим с ним в- третьих, он должен оставаться чем-то высшим, объективным, являться предметом поклонения. Отсюда и начинается критика Фейербаха, учитывая все те моменты, необходимо различать; где здесь человеческое, а где божественное, что достойно поклонения, а что нет? Это придется решить.
Человек и Бог, Человек и религия, меж этих сущностей всегда происходит пересечение, косвенное или явное, но оно всегда присутствует. «Сознание Бога есть самосознание человека, познание бога – самопознание человека». Поэтому, отсюда видно, что мысль о боге в человеке существует, и существовала всегда, и в этом плане религия «первичней философии и истории», человеческие усилия в процессе всей истории, всегда были направлены на познание самого себя, а религия это воплощает сполна. В религии человек себя объективировал, поскольку для познания всегда необходим объект, человек себя и рассматривает как объект. В связи с этим эволюция религиозного мировоззрения заключается в изменении объективирования сознания человека, выражавшееся в представлении божеств. Усложнение форм, глубина самопознания характеризует более современную форму поклонения. Религии предшествующие еще неосознанно обожествляли некоторые идолы, постепенно приходя к антропоморфизации своего культа. Соответственно нынешнее поклонение, нынешняя религия и критика ее сводится к проблеме человека, а не бога. Она становится более человечной. «Божественная сущность – не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т.е. от действительного, телесного человека, объективированная .т.е. рассматриваемая и почитаемая в качестве посторонней, отдельной сущности».

Фейербах
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:28

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...