all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / О философии / Безмолвие мира

Безмолвие мира


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:28
Безмолвие мира


(Нет голосов)
210 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Безмолвие мира



Сладкое безмолвие мира


«В романе Колина Уилсона Паразиты сознания (1967) группа специально отобранных людей, прошедших ускоренную подготовку по феноменологии Гуссерля, вылетает в открытый космос, чтобы…осуществить тем самым радикальную феноменологическую редукцию. Только так можно избавиться от страшной болезни сознания, поразившей человечество.

Как радикальный мыслитель, Уилсон предлагает излечить страшную болезнь сознания радикальными средствами. Если принять эту метафору болезни -…то все же следует признать, что болезнь сознания не одна, болезней у сознания много…»

Как видим, автором решительно вводится тема "болезни сознания" (со ссылкой на неизвестный мне роман Уилсона) - тема одна из ключевых в истории новоевропейской мысли. Для целей обсуждения обозначу эту историческую линию пунктирно и нестрого, только для контекста.

Паскаль. Тут важны не только его знаменитые рассуждения о мыслящем тростнике, но и активно обсуждаемое современной аналитической философией «пари Паскаля», которое легко переформулировать в "парадокс самооглупления": «Интеллект не может быть точно убежден в спасении и бессмертии души. Следовательно, во имя бессмертия и спасения, мы должны поглупеть», или в еще одной формулировке: «Интеллект допускает возможность как существования, так и несуществования Бога, следовательно, ради спасения и Бога лучше пожертвовать интеллектом» Я полагаю, что этот парадокс не только вариация на псевдо-тертуллианово «Credo quia absurdum», но и задает тему опыта сознания и его деформации.

Гегель. "Несчастное сознание". Это понятие надо иметь в виду, учитывая специфические гегелевские нюансы, которые, кажется, близки В.И. Молчанову, так как Гегель говорит о несчастном сознании, как о "деформированном" сознании, а не о сознании как таковом.

Достоевский. Рассуждения в Дневнике писателя о том, что, возможно, все проблемы человека заключаются именно в наличии сознания как такового, безразлично к оценке того или иного его "качества". Буквально "страшная болезнь сознания", почти как у Уилсона, но Достоевский серьезно учитывал возможность его принципиальной неизлечимости.

Наконец, неожиданные, но показательные для нашей проблемы (и для контекста "научной фантастики", введенном самим Молчановым) рассуждения выдающегося физика И.Шкловского в посмертно опубликованном послесловии к Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. - М.: Наука: 1984, где он пытается объяснить полную безрезультатность одного из дел своей жизни, 25-летних советско-американско-европейских экспериментальных поисков информационных следов внеземных цивилизаций. Объяснение Шкловским этого неожиданного факта следующее: по его гипотезе, которую он считает единственно разумной в этой ситуации, разум, сознание как таковое аэкологично ("страшная болезнь"), и является характеристикой любой возможной цивилизации любого биологического типа, и именно это, с его точки зрения, приводит к необходимости ресурсно-информационного "закукливания" цивилизаций во имя выживания. Это происходит в связи с неизбежностью возникновения глобальных экологических проблем и необходимостью их радикального решения. Не до открытого космоса, и не до посланий иным мирам, так сказать, хватило бы на простое выживание. Вот последняя страница его драматичного «завещания»:

«Молчит Вселенная, не обнаруживая даже признаков разумной жизни. А могла бы! Ведь должны же быть, например, у сверхцивилизаций мощные радиомаяки. Можно утверждать, однако, что в соседней галактике М 31, насчитывающей несколько сот миллиардов звезд, ничего подобного нет.

«Молчание» космоса[1] представляет собой важнейший научный факт. Он требует объяснения, так как находится в очевидном противоречии с концепцией неограниченно развивающихся могучих сверхцивилизаций. Таким образом, проблема «внеземных цивилизаций» оказалось как бы «перевернутой». Представлялось, что мы имеем дело с задачей о «поиске иголки в стоге сена». В действительности дело сводится к задаче о «шиле в мешке». Самое простое, можно сказать, тривиальное объяснение феномена «молчащей вселенной: сверхвысокоразвитых внеземных цивилизаций в ближайших окрестностях Большой Вселенной (например, в Местной системе галактик) просто нет. Даже при широкой распространенности феномена жизни во Вселенной это вполне возможно. Нужно только сделать естественное предположение, что в процессе эволюции жизни искомые сверхцивилизации либо не реализуются совсем, либо в силу внутренних причин своего развития (например, неизбежного разрушения породившей их биосферы) имеют очень малое время существования.
[/1]
Безмолвие мира
 Статья / Философия / О философии / Безмолвие мира
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:28

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...