all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Антропософия


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:08
Антропософия


(Нет голосов)
777 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Антропософия



Мировоззрение. Антропософия


Введение

Корни теософского учения весьма многочисленны и ведут к различным религиозным системам и историческим эпохам, но собственно теософией принято именовать учение русской путешественницы и писательницы второй половины XIX века Елены Петровны Блаватской. Проведя много лет в странствиях по Востоку, она познакомилась с местными религиозными традициями, а затем совместила их с западным, условно говоря, «околонаучным» образом мышления, а также с традициями европейской мистики. В 1875 г. в Нью-Йорке при ее непосредственном участии было основано Теософское общество. Вершиной ее подвижнической деятельности стала книга «Тайная доктрина» (1888), названная ею синтезом науки, религии и философии.

В начале ХХ века от теософии отпочковались два течения, которые и будут здесь рассмотрены. Их основатели уделяли особо пристальное внимание человеку и проблеме его развития. Это антропософия Рудольфа Штейнера и менее известное учение Макса Генделя. Подготовка, полученная и тем и другим в области естественных наук, способствовали тому, что оба стремились установить (или восстановить) связь между человеком и другими элементами природы. Штейнера больше интересовали общефилософские вопросы, Генделя – возможность наглядного представления взаимодействия человека и среды.

Биографический экскурс

Рудольф Штейнер (Штайнер) родился в 1861 г. в местечке Кральевич (ранее – территория Австро-Венгрии, сейчас – Хорватия) в семье телеграфиста-железнодорожника. Закончив реальное училище, он поступает в Венский политехнический институт, в котором учится с 1879 по 1883 г., изучая математику, физику, естествознание. Познакомившись в 1877 г. с «Критикой чистого разума» И. Канта, юный Штейнер всерьез увлекается философией. В 1882-1897 гг. он участвует в подготовке к изданию натурфилософских трудов Гете, сопровождая их собственными комментариями. В период с 1890 по 1896 г. он работает в архиве Гете и Шиллера в Веймаре. В 1891 г. он защищает диссертацию по теории познания и получает степень доктора философии. Во время своего пребывания в Вене, а с 1897 г. в Берлине, Штейнер принимает активное участие в интеллектуальной жизни обеих столиц: работает в редакциях журналов, общается с литераторами, теологами и теософами, публикует ряд статей научного и философского содержания.

В 1902 г. Рудольф Штейнер вступает в Теософское общество и через некоторое время становится генеральным секретарем его немецкой секции. В 1904 г. он совершает первое большое лекционное турне по Германии. Лекторская деятельность Штейнера, в ходе которой он посетит большинство стран Европы, будет продолжаться до последних лет его жизни. Начиная с 1907 г. между Штейнером и лидерами теософского движения стали возникать серьезные разногласия по ряду принципиальных вопросов. В 1913 г. Штейнер создает Антропософское общество, после чего происходит его окончательный разрыв с теософами. В Дорнахе (Швейцария) под его руководством начинается строительство Гетеанума, своего рода антропософского храма, открытие которого состоялось в 1920 г.

Разразившаяся мировая война заставила Штейнера обратить свой взгляд на социальные вопросы. В 1917 г. он выдвигает идею трехчленной структуры общества, которая будет расценена многими как утопическая. Осенью 1919 г. он инициирует создание в Штутгарте Свободной вальдорфской школы для детей рабочих табачной фабрики, обучение в которой осуществлялось на основе разработанной им педагогической методики. В самый канун 1923 г. здание Гетеанума уничтожает пожар. Эта трагедия вкупе с постоянными неурядицами внутри Антропософского общества подорвала силы Рудольфа Штейнера. Он скончался в Дорнахе в марте 1925 г.

За годы своей жизни Штейнер написал около 60 книг, среди которых выделяются «Философия свободы» (1893), «Теософия» (1904), «Очерк тайноведения» (1910), «Мой жизненный путь» (1924). Им прочитано огромное количество лекций, из которых опубликовано примерно 6 тыс. Основу практического наследия Штейнера составляет вальдорфская педагогика, получившая распространение во многих странах мира. Во время Второй мировой войны антропософом Карлом Кенигом было основано кэмпхиллское движение (названо так в честь пансионата Кэмпхилл-хаус в шотландском городе Абердине), которое объединяет школы-интернаты и общины для работы с детьми и взрослыми, страдающими психическими отклонениями.

Макс Гендель (Хайндель) – литературный псевдоним Карла Луи фон Грассхофа. Он родился в 1865 г. в Копенгагене в семье немецкого иммигранта аристократического происхождения и датчанки. В 16 лет он устраивается на судоверфь в Глазго (Шотландия), где получает специальность судового механика. Плавает в должности старшего механика на торговых и пассажирских судах, посещает многие страны мира. С 1895 по 1901 г. Гендель работает инженером-консультантом в Нью-Йорке.

Антропософия
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:08

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...