all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Живая Этика. Проблема статуса

Живая Этика. Проблема статуса


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:26
Живая Этика. Проблема статуса


(Нет голосов)
198 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Живая Этика. Проблема статуса



Живая Этика: проблема статуса в современной культуре


Ушедшее XX столетие — эпоха для западной цивилизации знаковая, переломная. Это век крушения многих чаяний и надежд. Пошатнулась столь непоколебимая со времени Просвещения вера в человеческий разум и прогресс: подверглись сомнению и переосмыслению казавшиеся незыблемыми устои социальной реальности, достижения науки, философские системы. Духовный кризис, сотрясающий сами основы современного социума, очевиден и заставляет прогрессивную общественность бить тревогу во многих уголках планеты. Традиционная религиозность, на протяжении веков претендовавшая на роль нравственной опоры общества, его утешительницы и спасительницы, сегодня также зачастую оказывается не в состоянии адекватно ответить на духовные искания современного человека. Многие догматы и вероучительные основоположения религиозных традиций не соответствуют мировоззрению и миропониманию нашего современника.

В силу этих и многих других кризисных явлений век двадцатый порождает новые формы осмысления реальности, новые подходы к объяснению природного и социального миров. Возникают и оформляются такие синтетические учения, которые интегрируют в себе религиозные и нерелигиозные подходы к интерпретации человека и мира.

История культуры — вспомним хотя бы эпохи зарождения и становления всех мировых религий — убедительно свидетельствует, что все новое, нетрадиционное, идущее вразрез с существующими представлениями и нормами, всегда встречает настороженное, а иногда и просто враждебное отношение со стороны традиционно настроенного большинства.

С подобного рода отношением встречается сегодня и Живая Этика, содержащая новое миропонимание и мирообъяснение, предложенное семьей Рерих *. Нередко Живая Этика преподносится как чуждая нашему сознанию форма духовности. Однако следует отметить, что в большинстве случаев в подобного рода трактовках отсутствует глубокий научно-философский анализ, сама философия Живой Этики излагается весьма поверхностно, а многие идеи и положения истолковываются вне контекста.

Между тем нельзя забывать, что Е. И. Рерих и Н. К. Рерих — выдающиеся деятели мировой культуры, а их творческое наследие, включая тексты Живой Этики,— всемирное достояние, которым следует гордиться и которое заслуживает объективного и беспристрастного философского и научного анализа.

Следует особо подчеркнуть, что живописные и литературно-поэтические произведения, естественнонаучные и языковедческие труды, важнейшие нормативно-правовые документы, ратифицированные международным сообществом (например, Пакт Рериха об охране культурных ценностей) — все многообразное наследие семьи Рерих как значительный вклад в мировую культуру и развитие ценностей гуманизма является объективацией фундаментальных философских идей Живой Этики.

В самом широком смысле Живая Этика может быть истолкована как философско-этическая концепция, рассматривающая пути духовной эволюции человечества. Это не религиозное и не эзотерическое учение, как часто ее интерпретируют. Но это и не отрицание религиозной традиции, ее семантического ядра, ибо она касается всех аспектов жизни как таковой и синтезирует позитивный нравственный опыт различных религиозных традиций, исходя из той презумпции, что все они внутренне едины, а разделяются лишь внешней атрибутикой. Поэтому неправомерны попытки оторвать Рерихов от христианства, а Живую Этику противопоставить Евангелию.

Философия Живой Этики обращена к людям, осознавшим необходимость духовного обновления и стремящимся к самосовершенствованию. Живая Этика предлагает путь духовного возрождения, который органично связан с социальным обновлением всего человечества, невозможным, в свою очередь, без обновления духовного.

Живой Этике свойственен целостный подход к осмыслению явлений природы и духовно-культурного развития человечества. Это интегральное научно-философское учение о мироздании, его устройстве и законах, происхождении и эволюции Вселенной, о роли космического разума в природном и социальном бытии, о месте человека в мироздании, его тесной связи с космосом, об эволюции человека и человечества, о нравственных основах бытия и путях духовного совершенствования как необходимого условия эволюции.

Духовная мысль Востока, наука, религия, искусство гармонично связаны в Живой Этике универсальной идеей творческого развития и совершенствования человека на основе законов космической эволюции [1:649].
[/1]
Живая Этика. Проблема статуса
 Статья / Философия / Мировоззрение / Живая Этика. Проблема статуса
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:26

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...