all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Завет Чингисхана

Завет Чингисхана


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:25
Завет Чингисхана


(Нет голосов)
229 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Завет Чингисхана



Сложно составить представление о таком тонком предмете, как ментальность.
В словаре «Современной западной философии» ментальность или менталитет определяются следующим образом: (от лат. «менс» - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное.
Ментальность – совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Она формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека, и сама, в свою очередь, их формирует, выступая, как порождающий сознание, трудно определимый исток культурно-исторической динамики».
Предлагаю вникнуть в формулировку.
Надо полагать, что под научным определением «культурно-историческая динамика» подразумевается обычный ход истории, которую проживает как отдельная личность (в любом времени), так и все человечество.
Можно понять, что и личную, и коллективную историю формируют сами носители ментальности, у которых склад умов прежде формируется в зависимости от окружающей их среды и культуры.
По-моему, очевидно, что в определении присутствует момент ключевого перехода носителя ментальности от «пассивности», когда на него воздействует среда, к «активности», когда он способен начать воздействовать на нее, намеренно и сознательно начать формировать свою личную судьбу и более широкую культурно-историческую динамику.
Вполне очевиден ключевой вопрос: с какого момента в своей истории человек способен начать влиять на судьбу, культуру и историю? Предпочтительно, конечно, если на этот достаточно интимный вопрос каждый будет искать ответ самостоятельно. А также решение в отношении выбора культурно-исторического контекста, который станет сферой влияния личности, в некотором смысле, «его империей». Здесь уж, как говорится, хозяин-барин!
А вот относительно конкретных качеств ментальности «императоров» культурно-исторических сфер хотелось бы поразмышлять подробнее.
Из научного определения также понятно, что «готовности, установки и предрасположенности индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом» формируют историю, а значит, и ее составляющие рабочие сферы - экономику, политику и культуру. Сферы, прежде всего, самих личностей, как носителей установок, а также стран, привлекших по каким-то причинам их внимание и, далее, человечества в целом.
То есть нравственные установки и предрасположенности, кроющиеся в «глубинных уровнях» ментальности жителей своего участка ленты всеобщей истории, формируют современный им уровень благосостояния государств, уровень преступности общества и многие другие позитивные и возмутительные общественные явления. Все это можно представить, как одномоментное существование параллельных и синергичных «империй», в соответствии с индивидуальными предрасположенностями «императоров».
Предположим идеальную ситуацию, в которой у всех «параллельных императоров» на некоем участке ленты истории сформировались онтологически активные определенные ментальные «установки и готовности», формирующие исключительно благоприятную среду обитания и социального взаимодействия. Более того, эти же ментальные установки передаются далее по ленте истории уже как традиции и культура, выступая в качестве того самого «трудно определимого истока» ментальности будущих поколений.
Кто-то вздохнет: «Неизбывная утопическая мечта человечества!»
Разумеется, можно продолжать поддерживать и эту безнадежную ментальную установку. К чему это приведет, - уже многим даже очевидно.
Но можно и по-хозяйски подойти к современному нам «участку ленты истории». Тогда мы увидим, что необходимо совершить некий переход от одних ментальных установок и предрасположенностей к другим и не более. Возможно, слегка помочь некоторым «императорам» совершить этот переход. Ведь ментальность, все же, - «легкая материя», и работать с ней намного легче, чем, например, восстанавливать города и деревни, доведенные до разрухи некачественными ментальными установками.
Далее хотелось бы подумать над методами перехода, так сказать, транзитной моделью «превращения» установок, которая предполагает договор «на императорском высшем уровне», что исходная ментальность неудовлетворительна и следует начать работу по ее изменению.
Одним из способов работы по изменению ментальности является «наставление», предполагающее передачу ментальных установок, выстраданных личным опытом наставника и оформленных в словах или других художественно-изобразительных символах.

Завет Чингисхана
 Статья / Философия / Мировоззрение / Завет Чингисхана
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:25

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...