all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами...

Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами...


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:25
Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами...


(Нет голосов)
386 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами...



К онтологическим аспектам существования Мира, Текста и Вас


В предыдущем эссе « Мир, Текст и Вы» - я схематично изложил взгляды на гносеологически аспекты восприятия мира. Тем самым был дан один из вариантов ответа на вопросы: - Что есть Мир? Почему он такой?
Вкратце, тезисно - для тех, кто не читал, кому лень вспоминать, или для тех, кто за общим ворохом терминов и метафор не разглядел самого ответа. Мир – результат специфики человеческого восприятия, детерминированного общими априорными качествами мышления и индивидуальными генетическими способностями на которые накладывается конкретная социализация и трансформация со стороны непознаваемой, но, тем не менее, существующей «вещи в себе». Доходит он к нам текстовыми потоками, воспринимаемыми индивидуально в силу всего вышеперечисленного. Следовательно - Мир, ВЫ и ТЕКСТ – это и есть та самая троица, над метафизическим обоснованием единства которой бьётся как теология, так и диалектика. Просто категории используются другие.
У Роберта Шекли есть великолепный рассказ – «Верный вопрос». Помните - всезнающий Ответчик, который никому не может помочь, потому что все кто к нему всё-таки добрался, задают не те вопросы. Ответчик знает Истину, но спросить о ней никто не может. «Что такое Вселенная? Жизнь? Смерть?...» - всё это частности, крохи настоящего вопроса. А в заключение у Шекли вывод: «Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа». К сожалению, специфика устройства нашего мышления такова, что все вопросы мы задаём, исходя из почти, что готовых ответов. Вырваться из привычной парадигмы понятий не получается даже с помощью коанов дзен-будизма. Если следовать юмовской традиции, согласно которой «Мир - целое, Человек - часть, а часть никогда не может познать целое» то напрашивается агностический вывод о невозможности познания ни самого Себя ни Текста. По большому счёту – это так и есть.
Тем не менее мы вынуждены задавать вопросы, хотя и понимаем их несоверщенство.
-Как? Каким образом? Из чего складывается наш мир? Почему мы впадаем в депрессию, грустим, ищем рукоятку пистолета и не найдя её довольствуемся крепкой верёвкой? Почему ищем смысл и на время обретя его – вновь разочаровываемся?
Я не обо всех, разумеется. Склонность к рефлексии доступна - к счастью и, к сожалению, не для всех. Но, осуждение подобных личностей, запутавшихся в поисках собственного предназначения несправедливо.
Скучен был бы мир без Будды и Шопенгауэра, Гильгамеша и Ницше, Киркегора и Раскольникова. Это был бы жесткий мир темутджинов и киллеров, воинов без страха и упрёка, а главное без угрызений совести. Итак. Что лежит в основе нашего бытия. Как идеалист, должен ответить, что это идея. Однако не идея по-Платону, как субстанция первоначальная к миру материальному, а идея как специфически-человеческая форма интерпретации «вещи в себе»- непознаваемого Мира. Уважая уровень вашего интеллекта, не буду вдаваться в излишние подробности, и расшифровывать общеизвестные термины. Не буду также издеваться над ограниченностью формальной логики и искуственностью неопозитивистских конструкций, выявляющих чистый текст и абсолютную связь в его структурной компоновке. Всё предельно просто…
Идеи, оформленные в виде понятий, суждений и умозаключений, несущиеся битовыми потоками, составляют рациональный уровень познающего, а, следовательно, каждого из нас. Идей много и все они разные.
Специфика упорядочивания (или беспорядка) идей в каждом – по сути и есть его индивидуальное Я. Из чего складывается это самое Я, само существование которого ставит под сомнение некоторые философские и теософские школы? Что позволяет идеям, по крайней мере, на какой-то срок отображать наше мировоззрение, представлять нашу личность?
-Что? Ответ прост. Те же идеи. Только идеи особенные, возведённые нами в ранг Основных, абсолютизированные до мировоззренческих основ. Имя им легион: Бог, Революция, Демократия, Долг, Деньги, Семья, Любимый человек, Друзья… Это наши Ветряные Мельницы, полученные в наследство или приобретённые самостоятельно. С помощью процессов коммуникации мы взаимно одариваемся этими монстрами. Они заставляют нас действовать, врезаться в неизвестность бытия и трансформировать её в привычное для наших мыслеформ поле деятельности. Но при всей текстовой и смысловой, схожести они у каждого свои, индивидуальны. Почему? Не только в силу нашей генетической обусловленности и полученного воспитания и образования, не только в силу индивидуально биологическо-социального коктейля в каждом, но и в силу различной веры. Верим мы по-разному. Одни сакрально - испытывая или надеясь на откровение, другие, философски опираясь на результаты размышлений, третьи эмоционально и т.д. однако всё это различные типы веры. Только вера в важность наших Ветряных Мельниц порождает ветер вращающий их крылья. Только вера в правильность наших сверх-идей позволяет быть максималистами и навязывать их всем желающим и сопротивляющимся. Как только вера слабеет, лопасти начинают двигаться медленней, шестерёнки ржавеют, а мельницы ветшают и, в конце концов, рассыпаются. Как говорил мой лучший друг, мариупольский поэт и философ Александр Сало – «Все опоры стремятся к паденью».

Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами...
 Статья / Философия / Мировоззрение / Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами...
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:25

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...