all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Возникновение человека из воображения

Возникновение человека из воображения


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:25
Возникновение человека из воображения


(Нет голосов)
188 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Возникновение человека из воображения



Мировоззрение. Возникновение человека из воображения


Ключевой тезис автора состоит в том, что способность человека в восприятии преобразовывать мир в образы и инкорпорировать их есть conditio humana. Воображение – это не только способность делать отсутствующее присутствующим; оно позволяет преображение, создание различий и изобретение нового. С помощью взгляда человек превращает внешний мир во внутренний и выражает свое отношение к миру. Автор на основе антропологической способности воображения предлагает классификацию образов.

Введение

Образы приобретают новое значение в рамках визуальной культуры модерна. Благодаря массмедиа они внедряются во все сферы жизни и оказывают влияние на человека. С развитием визуальной культуры становится несомненным, что образы играют главную роль в понимании настоящего. Поэтому в культурологических науках образы вновь привлекают к себе внимание, что получило название «пикториального поворота». Важнейший вопрос, что такое образ, влечет за собой последующие не менее важные вопросы: как используются образы? Что образы делают с нами? Вообще, имеет ли смысл говорить об образах?[2] Нужно ли проводить точное разграничение между различными видами образов? Так, например, встает вопрос о том, является ли цифровой образ все еще образом, у которого можно говорить о презентации или репрезентации? В любом случае цифровой образ – это не отражение. Он создается математически; его свойства отражения только кажущиеся, являются лишь следствием математической симуляции. Особенно сложная ситуация в случае образов, полученных как результат естественно-научного метода. Здесь образ – результат сложных расчетов, различные иконические представления которых часто (пока еще) несовместимы друг с другом. Во всех науках образы используются наряду с языком, и очевидно, что они доносят иконическую информацию, которую невозможно редуцировать к языку. Иначе говоря, образы несут ценность в себе, которую ничем не заместить. Следствием «пикториального поворота» является то, что эта ценность в сфере культуры и науки прочнее внедрилась в сознание. Каково антропологическое значение этой способности создавать образы? Как можно постичь это умение создавать, вспоминать и переструктурировать образы? Какое влияние оказывает оно на филогенетическое и онтогенетическое становление человека?

Я исхожу из того, что воображение – это condition humana (условия человеческого существования), без которого человек не состоялся бы ни онтогенетически, ни филогенетически[3]. В первом приближении воображение можно описать как силу, проявляющую мир для человека в смысле греческой phainestai[4]. При этом следует различать два аспекта значения. Во-первых, «проявлять мир» – означает что мир проявляется для человека в обусловленных человеческим бытием формах и так и воспринимается. Во-вторых, «проявлять мир» означает, проектировать мир с помощью ментальных образов и создавать его в соответствии с проектом. Таким образом, воображение – это энергия, связывающая человека с миром и мир с человеком. Она является мостом между внешним и внутренним, она хиастична (происходит пересечение внутреннего и внешнего), и в этой функции состоит ее предназначение.

В римском мышлении фантазия становится воображением. Здесь язык подчеркивает ту характеристику воображения, что оно преобразует внешний мир в образы и переводит его во внутренний образный мир. В немецком языке у Парацельса воображение трансформируется в силу воображения, силу, которая создает в человеке образ мира и способствует удержанию во внутреннем мире внешнего. Без этой возможности не было бы человеческого мира культуры, не было бы воображаемого[5] и не было бы языка.

Гоминизация и воображение

О происхождении фантазии известно немного. Ее первые следы обнаруживаются уже очень рано. Без всякого сомнения, она тесно связана со значительным увеличением человеческого мозга, которое происходит уже у homo erectus (человек прямоходящий), то есть 800-50000 лет назад. У него происходят существенные изменения: выпрямление и освобождение рук. Взаимосвязь между ростом мозга, освобождением рук, развитием передней части черепа и развитием языка ведет к новой, характерной для человека эволюционной комплексности, в которой значительная роль отводится фантазии. Но для возникновения фантазии значение имеет не только увеличение мозга, в 3 раза большее, чем увеличение массы тела, у австралопитеков, в 4,5 раза большее у Homo erectus и 7,2 раза у Homo sapiens, но и прежде всего качество нейрональных связей. Развитие мозга встраивается в целый ряд следующих за ним изменений: прямохождение, смена среды обитания и возрастание мясной пищи в рационе, полученной охотой, умение поддерживать огонь и постепенное развитие языка и культуры. Становление человека следует понимать как многомерный морфогенез, складывающийся из взаимодействия экологических, генетических, мозговых, социальных и культурных факторов, в ходе которого возникает в том числе и воображение, играющее принципиальную роль в последующем развитии человека.
[/5][/4][/3][/2]
Возникновение человека из воображения
 Статья / Философия / Мировоззрение / Возникновение человека из воображения
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:25

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...