all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Технологическая сингулярность

Технологическая сингулярность


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:24
Технологическая сингулярность


(Нет голосов)
199 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Технологическая сингулярность



Технологическая сингулярность и культура


1. Человеческий и искусственный интеллект.

«Разумеется, что такое “мыслить”, знает каждый из нас.
Но, когда говорим о способности мыслить,
то это оказывается трудной задачей.»
Герман Хакен [1]

Прежде чем начать разговор об искусственном интеллекте (далее - ИИ), попробуем разобраться, что мы понимаем под обычным человеческим интеллектом.
Обратимся к Российскому энциклопедическому словарю [2] «ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Лат. перевод др.-греч. понятия нус (“ум”), тождественный ему по смыслу. Термин “И.” в философии и богословии может обозначать способность к образованию понятий, сверхчувственное постижение духовных сущностей и др.»
Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона отводит значительное место разъяснению термина ИНТЕЛЛЕКТЪ, который авторами раздела соотносится с термином - УМ. [3] «Ум.- В процессах сложившегося сознания самонаблюдение различает три основных группы явлений: 1) восприятия и их интеллектуальную переработку; 2) изменения эмоционального равновесия; 3) волевые импульсы. Различение это имеет характер абстракции в том смысле, что мы не знаем состояния сознания, в котором какой-либо из этих элементов отсутствовал бы совершенно; но возможность различной количественной и качественной их комбинировки и невозможность сведения одного из них на другие заставляет нас различать их так же, как различаем мы в объективных предметах форму и цвет, никогда не наблюдаемые в чистом виде. Первая из основных групп психических процессов носит название У.,...».

В своей книге «Психика и реальность: единая теория психических процессов» в главе 15 «Мышление как интегратор интеллекта» Лев Маркович Веккер пишет: «Целостно функционирующая совокупность познавательных процессов, включающая все уровни, начиная от сенсорного и кончая концептуальным, ближе и полнее всего охватывается категорией “интеллект”.» [4]

И, наконец, «Большой толковый психологический словарь» определяет интеллект следующим образом: «Первоначально этот термин относился исключительно к рациональным мыслительным функциям человеческой психики; сегодня это родовой термин, охватывающий познавательные процессы в целом.»[5]

Даже эти отрывочные, и отнюдь не представительные цитаты, показывают, сколь широко поле определения понятия “интеллект”. В некоторых случаях интеллект включает в себя ощущения, восприятия, мышление; в других, эти понятия не только разводятся друг от друга, но изучаются различными специалистами, в рамках своих специфических теорий.

Известный физик и математик Роджер Пенроуз в книге «Новый ум короля» [6] пишет по этому поводу следующее: « Если мы согласимся с тем, что в нашей способности познавать - а, следовательно, и в нашей сознательной деятельности в целом - есть нечто, выходящее за пределы чисто алгоритмических действий, то следующим шагом мы должны попытаться выяснить, в каких из наших физических действий может проявляться «существенно неалгоритмическое поведение»» и далее «Смысл вопроса глубоко философский. Что значит - думать или чувствовать? Что есть разум? Существует ли он объективно? И если да, то в какой степени он функционально зависим от физических структур, с которыми его ассоциируют?....»

Вместе с тем, все сходятся на том, что интеллект отличает способность концептуализации познаваемой среды, вне зависимости от природы последней. Есть еще одна показательная особенность большинства из этих формулировок - интеллекту вменяется обязанность образования “понятий”, в том числе - метафизических. Таким образом, говоря об ИИ, мы собираемся рассматривать объект, который, как минимум: - способен получать адекватную информацию об окружающей среде, включая в это понятие и себя самого; - концептуализировать полученную информацию; - образовывать, в рамках концептуального пространства, понятия, в том числе, абстрактные.

Термин «искусственный интеллект» в разных источниках так же трактуется по-разному, однако, изначально он подразумевал раздел информатики, изучающий алгоритмическую реализацию человеческих способов решения задач. Теорией явно не определено, что именно считать необходимыми и достаточными условиями достижения интеллектуальности. Есть учёные, которые развивают теоретическую модель, в которой за осуществление интеллектуальной деятельности отвечает около 120 факторов. Обычно к реализации интеллектуальных систем подходят с точки зрения моделирования человеческой интеллектуальности. Таким образом, в рамках ИИ различают два основных направления: - символьное (семиотическое, нисходящее) основано на моделировании высокоуровневых процессов мышления человека, на представлении и использовании знаний; - нейрокибернетическое (нейросетевое, восходящее) основано на моделировании отдельных низкоуровневых структур мозга (нейронов).
[/6][/5][/4][/3][/2][/1]
Технологическая сингулярность
 Статья / Философия / Мировоззрение / Технологическая сингулярность
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:24

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...