all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Сущность науки

Сущность науки


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:23
Сущность науки


(Нет голосов)
385 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Сущность науки



Сущность науки. Объективность и мы


Чем отличаются религия и наука?

1. Наука доказательна.

Но и в религиях можно встретить обоснования и доказательства.
Да, в религиях обычно играют важную роль "откровения", то есть понимания, полученные людьми, находившимися в необычном для большинства состоянии ума - в более открытом и вдохновенном. Считается, что на обычном уровне осознанности человек может не вполне понять и не смочь проверить эти откровения - ему нужно пройти определённый путь, чтобы "встать на их уровень" и убедиться в их истинности на личном опыте. Уже поэтому в религии нужна вера.

Но разве не так же обстоит и в науке? Хотя многие положения науки доказываются и обосновываются, в ней всегда остаются некие основные постулаты, принимаемые как очевидность, без доказательств. Не всегда эти постулаты очевидны для новичков. Например, в популярной астрономии принято утверждать, что Земля вращается вокруг Солнца. Противоположная точка зрения, что Солнце вращается вокруг Земли, считается менее верной, поскольку сложнее было бы вычислять орбиты планет, считая Землю центром.

Но на самом деле, этот постулат - всего лишь один из упрощённых взглядов на мир. Что вокруг чего вращается - зависит от выбора системы отсчёта. Если взять за точку отсчёта Землю, то Солнце действительно вращается вокруг Земли. То, что Кеплер и другие астрономы стали брать за точку отсчёта Солнце, это лишь вопрос удобства для их конкретных расчётов.

Более того, если взять более общую точку отсчёта - всю Солнечную систему - то следует сказать, что Земля и Солнце вращаются не вокруг друг друга, а вокруг общего центра масс. Ещё точнее, следует взять центр масс всех тел Солнечной системы. И так далее. Всякая "научная" точка зрения - лишь постулат, взятый для удобства моделирования.

Иными словами, наука, как и религия, основана на некоторых предположениях, которые
- либо считаются очевидными, исходя из житейского опыта,
- либо выбраны из удобства,
- либо требуют для своего обоснования достаточно глубоко погрузиться в логику данной науки.

2. Наука основана на экспериментах.

Но и религия основана на опытах - на духовных опытах и постижениях людей. Считается, что, пройдя определённый путь, последователь данной религии сможет видеть мир таким же образом, как и те, чьи взгляды религия выражает.

Поэтому неточно было бы сказать, что наука обоснована экспериментально, а религия - нет. На самом деле, отличие в том, что современная наука обычно считается ОБЪЕКТИВНОЙ.

Иными словами, любой исследователь в данных условиях должен получить одинаковый результат.

Но в наше время уже признано самими учёными, что такой подход не работает в "гуманитарных" науках - связанных с человеческим мировоззрением. Результат многих исследований (скажем, в психологии или философии) зависит не только от объекта исследования, но и от способов исследования, и от самого исследователя.

Иными словами, требование "классической объективности", мягко говоря, устарело применительно к науке о человеке.

На самом деле, очень смешно выглядит "проблема", высказывавшаяся некоторыми исследователями религий: глядя со стороны, я не могу вполне понять предмет своего изучения. А если я вовлекусь внутрь данного учения и практики, я не смогу оставаться объективным.

Что же мешает "быть объективным"? Опирайтесь на факты; осознавайте условность всех объяснений.

Другое дело, что коллеги могут заявить: "Вы вошли в эту систему, вы не можете быть объективными". Это так же смешно, как когда мне говорят: "Ты русский человек, ты вырос в европейской культуре. Ты не можешь вполне понять даосизм, китайскую культуру"...

Да, я навсегда сохраню какие-то детали своего мировоззрения, буду думать в терминах русских народных сказок, а не зулусских; но это не значит, что даосская мудрость обречена остаться для меня непонятной. Ведь её смысл - не в том, чтобы углубить представления китайца о его собственных культурных ценностях; её смысл - в том, чтобы указать на первичность ума без слов, описать устройство всякого человеческого мышления - и китайского, и русского, и эскимосского.

Точно так же, хотя буддизм, в некоторых своих формах, использует индийскую мифологию, его сущность не зависит от неё, поскольку направлена на решение центральной проблемы каждого человека - иллюзорной отдельности, внутреннего противостояния.

Сущность науки
 Статья / Философия / Мировоззрение / Сущность науки
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:23

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...