all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Сергей Капица: Кризис в науке? Некого учить...

Сергей Капица: Кризис в науке? Некого учить...


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:18
Сергей Капица: Кризис в науке? Некого учить...


(Нет голосов)
458 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Сергей Капица: Кризис в науке? Некого учить...



Ученый, преподаватель и популяризатор современной науки Сергей Петрович Капица уверен, что проблемы академии и российской науки в целом имеют более глубокие корни. Сегодня становится очевидным, что кризис в культуре, науке, экологии – всего лишь вершина айсберга, лишь малая часть, которую мы можем зафиксировать, увидеть своими глазами.

Об этом Сергей Капица беседует с журналистом из "Московских Новостей".

– Героем одного из выпусков вашей программы "Очевидное-невероятное" был специалист по вычислительной математике, создавший компьютерную фирму. А на днях вы записали беседу с исследователем творчества Леонардо да Винчи. Значит ли это, что направленность передачи меняется, отходит от "чистой науки"? Или все труднее найти героев?

Cергей Капица: Пока с этим сложностей нет, но мне бы хотелось представлять зрителю как можно больше молодых участников, которые уже состоялись, успели многое сделать в своей области. Именно поэтому меня привлек Давид Ян, сумевший реализовать себя в сегодняшних российских условиях. К сожалению, многие потенциальные герои "Очевидного-невероятного" уехали из страны, и во многом из-за этого передача несколько преобразуется и иногда отходит от фундаментальной науки. Сегодня много говорят о потере молодежи, но по-настоящему осознать масштабы этого явления можно только на конкретных примерах. Недавно в США прошла международная конференция в области нейронаук – 30 тыс. участников, это направление сейчас на пике развития. Там было примерно 300 наших ученых, теперь работающих в Америке и других странах, и только 8 (!) приехали непосредственно из России. Еще более сильное впечатление на меня произвел визит в главный офис компании "Майкрософт" в Сиэтле год тому назад. Практически все высшее звено от вице-директора до руководителей отделений – русские эмигранты 35-40 лет, выпускники Физтеха, МФТИ, МГУ, Новосибирского университета – наших лучших учебных заведений! Они откровенно говорили мне: "Не прекращайте подготовку таких ребят, а то мы останемся без сотрудников". Действительно, в Америке таких специалистов – системных программистов с глубоким математическим образованием – не готовят. Многие компании целенаправленно отслеживают и ведут охоту на лучших наших выпускников.

– Возможно, для выпускников это благо? Здесь они бы не состоялись.

Cергей Капица: Да, многие, если их оставить здесь, не будут востребованы, пропадут. Привожу в пример своего внука, окончившего ВМК МГУ – один из лучших факультетов прикладной математики в мире. Его оставили в аспирантуре и положили стипендию тысячу рублей. А его приятелю, который окончил химфак и подал на конкурс в аспирантуру Колумбийского университета, – 1,5 тыс. долларов. После этого рассуждать просто бессмысленно.

– Судя по тому, что сегодня происходит в российском образовании, американская наука может скоро остаться без наших специалистов...

Cергей Капица: Верно, этого-то они и опасаются. Сейчас главная беда нашего образования, и науки в целом, с моей точки зрения, – это распад внутренних связей на горизонтальном и вертикальном уровнях: между представителями различных школ, институтов, лабораторий, вузов и – между поколениями. Промежуточное поколение отсутствует практически полностью, в вузах деды преподают внукам. Это немыслимая ситуация, после стариков никого нет. У нас нет молодой профессуры, заведующих кафедрами, как в прежние времена. На заседании ученого совета МГУ я не видел ни одного молодого лица. А в 70-80 годы в МФТИ не меньше трети профессоров было чуть за тридцать! Но даже потенциал старшего поколения не все наши вузы готовы использовать в полной мере. Несколько лет назад мы хотели пригласить академика Владимира Арнольда заведовать кафедрой математики в МФТИ, но кафедра не приняла его, одного из самых великих математиков современности, потому что его идеи показались слишком смелыми. Для Франции, где Арнольд преподает последние годы, является членом Французской академии наук, советником правительства по вопросам математики, они годятся, а для России – нет! Это просто приговор физтеху.

– Есть ли какие-то способы вернуть молодежь? Например, использовать китайский опыт возвращения научных кадров из Америки?

Cергей Капица: В Китае сейчас, с поправкой на время, примерно такая же ситуация, какая была у нас в 20-е годы. Они вкладывают огромные средства в развитие науки, но одновременно создают соответствующую обстановку для работы, что не менее важно. Ученым, возвращающимся из США домой (а сейчас там учится 140000 китайцев), дают не только приличные зарплаты, квартиры, но и предоставляют средства на оборудование, руководящие должности. А теперь представьте себе: человек в 35-40 лет на пике успеха из США приезжает в Россию. Как с ним поступить? Ему нужно дать институт или на худой конец лабораторию, а у нас все руководящие должности заняты.

Сергей Капица: Кризис в науке? Некого учить...
 Статья / Философия / Мировоззрение / Сергей Капица: Кризис в науке? Некого учить...
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:18

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...