all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Религия труда


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:18
Религия труда


(Нет голосов)
375 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Религия труда



«Труд в США – это душа народа.
Американец служит своему делу с такой страстью,
с которой крестоносцы жертвовали
своей жизнью для освобождения Святой Земли.»
Aнглийский путешественник Фрэнсис Грунд, 1843 г.

Сравнение Грунда американцев с крестоносцами вполне обосновано, так как ценность труда для Америки, вначале её существования, была идеей религиозной, идеей протестантизма.

Протестантизм, возникший в Европе XVI века, приобрёл огромный авторитет, так как обращался к ежедневному опыту нового нарождающегося класса – класса работников, предпринимателей и бизнесменов, буржуазии. Протестантизм отражал представление нового класса о значимости труда и отвергал ценности аристократического общества. Ценность человека не в том сколько его предков служили королю, не родовые привилегии определяют его ценность, а его личные качества, которые проявляются в труде.

Протестантизм придал труду религиозный смысл, он объявил труд высшим призванием человека (Calling), предназначением человеческой жизни, а богатство, возникающее как его результат, знаком благосклонности Небес. Нежелание же быть богатым – это вызов богу, подобно желанию быть больным.

Католицизм, властвовавший умами начиная с V века, превратился к XVI веку в инструмент контроля всей жизни общества. Ватикан, сложная бюрократическая организация, был корпорацией, на фасаде которой было слово «Религия», но её целью была политическая и экономическая власть. Земля, источник всех богатств, принадлежала потомственной аристократии и церкви. Но к этому времени начало складываться машинное производство, которое создавалось низшими классами, и оно могло принести не меньшее богатство, чем владение землей.

Католицизм говорил о цели человеческой жизни как о накоплении и развитии духовного начала, только в нём смысл и счастье человеческого существования. Счастье не в обладании материальным богатством, а в постижение Истины, Бога и сотворение Прекрасного. Но постижением Истины и сотворением Прекрасного мог заниматься только “праздный класс”, аристократия, которая могла вести полноценную жизнь, так как была свободна от труда и могла посвящать свою жизнь философии, науке и искусству. Европейская литература, выросшая на идеях католицизма, не говорила о труде, она описывала то огромное физическое и эмоциональное богатство, которое является истинным содержанием человеческой жизни, и только одна форма труда воспринималась, как достойная человека –труд творческий. Работник, крестьянин, ремесленник воспринимались как люди низшего сорта, “низший класс”, существа низменной природы, не доросшие до состояния полноценного, т.е. свободного от труда человека. Новый Завет, главный документ католицизма и православия, говорил о труде как наказании за грехопадение, и это отношение к труду отразилось в языках народов Европы – во французском, это travail, который имеет корень в латинском tribulium – орудие пытки, в немецком, слово Albeit также ассоциируется с наказанием, в русском слове работа – “корень”, “раб”.

Российский воровской орден – “воры в законе” – довёл это отношение к труду до своего логического конца. Вор, начавший работать, переставал быть полноценной личностью в глазах воровского братства.

Протестантизм поставил под сомнение идеи Нового Завета и призывал вернуться к первоисточнику, к Ветхому Завету, в котором труд понимался как инструмент создания царства божьего на бренной земле. Протестантизм полностью перевернул значение труда в человеческой жизни: не трудиться, чтобы жить, а жить для того, чтобы трудиться. Любая работа – это молитва. Работать, - значит выполнить свой долг перед богом.

Новая религия стала официальной лишь в двух европейских странах – Британии и Германии, которые раньше других начали проводить индустриализацию своей экономики. Протестантизм предлагал новую форму жизни тем, кто, в результате индустриальной революции (сгон крестьян с их земель для создания овечьих пастбищ и создания текстильной мануфактуры в Англии) лишился источника существования, связей с общиной, и оказался предоставленным сам себе.

Протестантизм давал ответ – как жить тем миллионам людей, кто оказался оторванным от своих корней, от общины и остался один на один с окружающим враждебным миром. В условиях всеобщей миграции каждый был представлен сам себе в практической жизни и искал свой, индивидуальный путь к богу, читая Священное Писание. Каждый должен был строить свою жизнь сам, не обращаясь ни к обществу, ни к церкви. Индивидуальная связь с богом была психологической подготовкой к индивидуальному характеру всех сфер человеческой деятельности, подготовкой к первому этапу новых форм общественных отношений, к капитализму.

Религия труда
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:18

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...