all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Природа сознания

Природа сознания


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:17
Природа сознания


(Нет голосов)
380 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Природа сознания



Мировоззрение. Природа сознания


Философы и мудрецы, а впоследствии и ученые, всегда различали два типа разума: интуитивный и рациональный, при этом их значимость не одинаково оценивалась в рамках западной и восточной традиции. В то время как на Востоке предпочтение отдавалось интуитивному мировосприятию, Запад всегда боготворил рациональный разум: "мыслю - значит существую". Именно западный человек гордо провозгласил себя человеком разумным (Homo sapiens), наивно полагая, что появление разума является венцом эволюционного развития природы.

Однако возможности рационального разума весьма ограниченны. Он имеет линейную природу и способен выхватывать из окружающего мира только цепочки последовательных событий, в то время как множество событий вокруг нас происходят одновременно в объемном и многомерном реальном пространстве. Другими словами, рациональный разум никогда не может охватить всей полноты реальной картины настоящего. Он имеет дело не с местностью, не с реальностью, а с картой местности или с макетом реальности, причем макетом плоским. Кроме того, "… научный разум обнаружил техническую и теоретическую мощь, и, в то же время, нравственную, гуманистическую беспомощность" (Черникова, 2001: 14). Древняя восточная притча удивительно тонко и остроумно показывает ограниченные возможности рационального разума, уподобляя его слепцам, которых попросили описать слона: тот, кто ощупывал хобот, сказал, что слон длинный и тонкий как змея, а тот, кто обхватил ногу, сказал, что он мощный и толстый как дерево… Однако никто из них так и не увидел слона целиком.

Современная наука, открывшая двойную спираль и расшифровавшая геном человека, так и не приблизилась к ответу на вопрос: "что же дает жизнь материи и способствует ее развитию и совершенствованию… Догматизм религии в течение столетий мешал развитию науки, и, как это ни парадоксально, в наше время уже сама наука играет аналогичную роль" (Раджасекхаран, Венкатесан, 1995: 5-6). Даосские мудрецы говорили: "С изворотливым ученым нельзя толковать о совершенном Дао, так как он связан ходячим мнением, на нем путы учения" (Дао Дэ Цзин, 2006: 81). "Рациональное знание мы приобретаем в процессе повседневного взаимодействия с различными предметами и явлениями нашего окружения. Оно относится к области интеллекта, функции которого - различать, разделять, сравнивать, измерять и разделять по категориям. Так возникает мир интеллектуальных разграничений; поэтому буддисты называют этот тип "относительным". Уязвимое место данного подхода - абстрагирование, поскольку для того, чтобы сравнивать и классифицировать огромное количество различных форм, структур и явлений, мы не можем использовать все их характеристики и должны выбрать несколько наиболее важных… рациональное знание - это система абстрактных понятий и символов, характеризующаяся линейной, последовательной структурой, типичной для мышления и речи. В большинстве языков эта линейность проявляется в использовании алфавитов, позволяющих передавать сведения и мысли при помощи данных цепочек букв" (Капра, http://grigam.wallst.m/bibl/kapra/kap01.htm).

Обладая линейной структурой, рациональный разум не имеет возможности находиться в настоящем, цепочки наших ментальных построений либо погружаются в прошлое, либо устремляются в будущее. Настоящее же находится вне времени и границ. Если настоящее - это "миг между прошлым и будущим", то миг этот представляет собой бесконечный мир единой реальности, которая всегда была, есть и будет одновременно. Такая бесконечная многомерная вневременная реальность постигается путем медитативных практик. Только находясь в медитативном состоянии, человек может раствориться в настоящем, испытывая при этом необыкновенно радостное и возвышенное чувство единения с Космосом и Создателем. Именно поэтому миг настоящего длится вечность: "остановись мгновенье - ты прекрасно!".

Согласно теории автопоэзиса (самосозидания), разработанной Умберто Матураной и Франциско Варелой (2001), "Живой организм откликается на воздействие среды структурными изменениями, а изменения эти, в свою очередь, изменяют его дальнейшее поведение. Иными словами, структурно связанная система является обучающейся. Непрерывные структурные изменения в ответ на воздействия среды - и, соответственно, постоянное приспособление, обучение и развитие - это ключевая характеристика всех живых существ. Управлять живой системой нельзя, можно лишь оказывать на нее возмущающее воздействие. Более того, живая система не только сама определяет свои будущие структурные изменения, она также определяет, какие внешние раздражения их вызовут. Иными словами, живая система сохраняет за собой свободу решать, что именно замечать в своем окружении и на что реагировать. Структурные изменения системы представляют собой акты познания. Ментальная деятельность - это организующая деятельность живых систем на всех уровнях жизни. Познание - это собственно процесс жизни. Взаимодействия живого организма, растения, животного или человека с окружающей его средой суть когнитивные взаимодействия. Разум, или говоря точнее, ментальная деятельность, имманентна материи на всех уровнях жизни". (Капра, 2004:56-58).

Природа сознания
 Статья / Философия / Мировоззрение / Природа сознания
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:17

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...