all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Образ древа жизни в творчестве Н.К.Рериха

Образ древа жизни в творчестве Н.К.Рериха


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:15
Образ древа жизни в творчестве Н.К.Рериха


(Нет голосов)
310 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Образ древа жизни в творчестве Н.К.Рериха



Мировоззрение. Образ древа жизни в творчестве Н.К.Рериха


В первые годы XX века Рерих обратился к таким темам из наследия мировой культуры, в которых была заключена проблема синтеза религиозно-философских систем. Одной из таких тем, разрабатываемых Рерихом в различных видах творчества, была тема "древа жизни ". Этот образ художник варьировал в своих произведениях, как станковых, так и монументально-декоративных, в течение целого десятилетия— с 1904 по 1914 год.
В 1904 году Рерих выполнил эскиз маслом "Архангел (приобретенный княгиней М. К.Тенишевой)[1]; в сборнике "Рерих" 1916 года (под редакцией В. Н. Левитского) он воспроизведен под названием «Эскиз к "Сокровищу ангелов"»[2]. Этот же эскиз был воспроизведен несколькими годами ранее в журнале "Золотое Руно" [3]. Представлен архангел с распростертыми крыльями и грозным ликом, стоящий у "древа жизни". Так впервые появился в творчестве Рериха этот образ.
"Древо жизни" восходит к древнейшим временам и встречается в памятниках культуры различных народов как символ Вселенной. Образ "древа" восходит к Библии, к Ветхому Завету, и находит дальнейшее развитие в Новом Завете: «И произрастил Господь Бог из земли всякое древо, приятное на вид и хорошее для пищи, и древо жизни посреди рая, и древо познания добра и зла»[4].

Изображению "древа жизни" посвящены специальные исследования. «В исторически складывающейся композиции у "древа жизни" в разные времена и у разных народов стояли разные существа, оберегающие или оплодотворяющие его [...]. Этими существами могли быть звери, животные, птицы, фантастические чудовища и, наконец, люди»[5]. Продолжая свое образование в студии Ф. Кормона в Париже 1900 году, после окончания Академии художеств, Рерих мог видеть в музее Гиме непальскую статуэтку из позолоченной бронзы, относящуюся к XVII! веку, изображающую мать Будды Майю. Под ветвью священного дерева ашоки — варианта "древа жизни".
В германской и скандинавской мифологии космическая картина мира непременно включает изображение "древа"[6]. Образ "древа" был широко распространен в изобразительном искусстве Древнего Египта, Индии, Ассирии, а также в дохристианской Руси. На предметах материальной куль туры языческой Руси изображалось "древо жизни" как «явный символ плодородия, урожая, изобилия или, по крайней мере (если изображались не плоды, а листья), полного расцвета»[7]. Исследователи обнаружили, что в росписи русских крестьянских домов непременным элементом было "древо жизни", служившее «символом добрых пожеланий и охранительным знаком»[8]. Этот образ встречается и в русской иконописи, как например, в иконе XVII века "Явление Богоматери и Николы пономарю Юрышу".

Изображение "древа" имеется на древнейших азиатских печатях, относящихся к III-I тысячелетиям до н. э.[10]. Можно было бы привести и другие примеры. Найденную в эскизе композицию — фигуру архангела у "древа жизни" — Рерих поместил на переднем плане картины "Сокровище ангелов" 1904-1905 года". В глубине картины возвышаются стены и башни "Небесного Иерусалима", охраняемого стройными рядами ангелов-стражей. На ветвях "древа жизни и других “дерев”, расположенных у стен "Райского града" изображены птицы с женскими головами — птицы-девы сирины и алконосты. Эти райские птицы возвещали «радость и жизнь бесконечную»[12]. Сирины и алконосты — образы древнерусского и западноевропейского средневекового фольклора, восходящие к древнегреческим мифам [13]. Изображения этих птиц-дев встречаются в древнерусских рукописных книгах XII века, в рельефах белокаменного Дмитровского собора во Владимире III века, в ювелирных украшениях XI-XII веков[14]. Обращаясь к мифологическим и фольклорным образам далекой древности, Рерих отразил общие черты в культуре и в верованиях народов разных эпох. В художественном решении картины заметна стилизация средневекового искусства.

Символический образ "древа жизни" приобрел особый, космический смысл в картине Рериха 1912 года "Древо преблагое глазам утешение" (Смоленский областной музей изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Коненкова). Эскиз к нему под названием "Древо преблагое" того же года (Омский государственный музей изобразительных искусств) содержит основу трактовки сюжета.
На космическом, синем с фиолетовыми отблесками фоне, олицетворяющем бесконечность мирового пространства, а центре возвышается "древо с золотыми листьями. На его вершине— золотая птица в гнезде — символ вечной жизни. Симметрично, по обеим сторонам "древа" поднимаются горки, своими формами стилизующие иконописные "пейзажи". Но в отличие от икон, где горки обычно золотисто-желтые, Рерих использует здесь насыщенный красный цвет, как и в изображении "древа", усиливая тем caмым не только декоративное, но, главное, идейное звучание произведения: красный цвет связан с образом земли, огня, жизни. Древо охраняют четыре фигуры, выполненные в золотых тонах- Фигуры по сторонам "древа" свидетельствуют о том, что художник был знаком с традицией изображения “древа жизни” в памятниках искусства. Цветовая гамма картины символична, как и композиция. Золотой цвет, воплощающий божественную волю созидания, объединяет мировое космическое пространство с земной жизнью. Тема “благого древа” приобретает в творчестве Рериха черты "мирового древа". Интерес художника к средневековью, проявившийся в возвышенном содержании и трактовке образов, был характерен для модерна, Рерих работал в стиле модерн, сформировавшемся в конце XIX века. Модерн широко охватил все сферы искусства, оказав благотворное влияние на развитие архитектуры, монументальной живописи, убранства интерьера, театральных постановок, оформления книг. Напомним, что Рерих проявил себя во всех этих видах творчества. Проблема многозначного, символического образа, связанного с поисками синтеза искусств, занимала многих художников того времени. Рерих сотрудничал с архитекторами — В. А. Покровским. Л. В. Щусевым. В. В, Сусловым и другими в создании архитектурных монументально-декоративных ансамблей и надгробных памятников.
[/14][/13][/12][/10][/8][/7][/6][/5][/4][/3][/2][/1]
Образ древа жизни в творчестве Н.К.Рериха
 Статья / Философия / Мировоззрение / Образ древа жизни в творчестве Н.К.Рериха
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:15

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...