Статья / Философия / Мировоззрение / Нравственность – как научная категория
Нравственность – как научная категория
Нравственность – как научная категория
Чтобы понять мир, надо понять себя. Чтобы понять себя, надо охватить как можно больше «слоев» своей природы. Наука уже охватила многие из них, но не все. Эволюция самопознания происходила примерно так. Рассматривая человека как биологическое существо, ученый составил о нем первоначальный портрет. Далее пришел черед изучить слой психологический (ментальный). Картина стала полнее. Далее – слой социальный. На сегодняшний день человек в глазах ученых представляет собой биологическое-психическое-ментальное-социальное существо. Соответствующие разделы науки: биология, психология, этика, социология и т.д. – достаточно развиты и можно сказать, что сегодня они развиваются скорее экстенсивно, чем интенсивно (не потому, что они «полны», а потому что им не хватает интегрального, целостного взгляда на мир, на человека). Но остался еще один, совершенно не исследованный слой – духовный. И по нашему твердому убеждению – именно он является тем недостающим звеном, которое не позволяет человеку «вытянуть» свое Сознание на уровень, соответствующий его развитому интеллекту, и выйти таким образом из системного мировоззренческого кризиса.
До самого последнего времени ученые относились к духовной сфере как к чисто субъективной, что почти исключало возможность её научного изучения. Такое положение вещей было продиктовано спецификой данной сферы, требующей от исследователя особых внутренних качеств, среди которых: незашоренный взгляд на Жизнь, чуткость к проявлениям тонких энергий, внутренняя чистота и т.д. Также этому способствовал чрезвычайный авторитет представителей религиозных конфессий – ревностных кураторов духовных тайн, которые, под видом «сохранения святынь», мечом и огнем карали каждого, кто осмеливался приблизиться к запретной черте. Что касается церкви, то, как ни странно, такое положение вещей сохранилось и по сей день – лишь сменилось карающее оружие. Им стал ЯЗЫК духовных служителей: более искусных мастеров «заговорить суть предмета» вы вряд ли где найдете… (Кто знаком с деятельностью дьякона А.Кураева, тот поймет – о чем речь.)
Но, как известно, история в своей основе – процесс поступательный [1]. Огромное количество современных научных публикаций, так или иначе касающихся духовной темы, говорит об одном: Плотина, воздвигнутая человеческим невежеством, вскоре должна рухнуть; знания о Духе прольются на человека, и тот познает еще один «слой» своей природы – духовно-божественный.
Справедливости ради отметим, что не только религия, но и Высокое Искусство на протяжении тысячелетий касалось вопросов Духа и глубоко проникало в эту область, давая возможность сопереживающему зрителю постигать мир «за гранью земного». Но: искусство – хоть «уже» не религия, но «еще» не наука… Конечно, искусство – всегда останется той областью, где творческий потенциал человека реализуется с особой яркостью и глубиной, однако для ментального человека этого мало. Его миссия – не только осознать Законы Гармонии Космоса и выразить их в произведениях искусства, но и привнести их в свою каждодневную земную жизнь: чтобы человечество стало частью Космоса не только «номинально», но и «фактически». А эту задачу без работы ученых ему не одолеть.
Из этих слов понятно – насколько актуален сегодня вопрос признания ученым миром объективности духовного мира. И если это произойдет (не на уровне философии, а на уровне прикладных наук), то мы с вами еще застанем час, когда появится новый школьный предмет: «ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ». Но для этого надо проделать огромный путь: от выработки научных понятий до построения математических моделей в «невидимой» – Огненной сфере Бытия. С чего начать? Обозначим четыре положения, которые дадут нам почву для последующих системных исследований.
1. Человеческая природа – духовна в своей основе.
Если бы это было не так, если бы человек был ограничен лишь своей «земной рациональностью», то в этом случае мы бы не могли: быть жертвенными; Любить; Творить; в минуты Откровения вести разговор с Небом, но главное – мы не могли бы ощутить себя частью Целого – Великого и Необъятного Живого Космоса.
2. Мир Духа также объективен, как и мир Материи, и представляет собой область тончайших энергий (пусть пока еще и «неоткрытых» наукой).
Бесспорно: мы – часть Единого Живого Разумного Организма. Но Организм не может существовать и развиваться без соответствующей связной иерархической структуры. Мы связаны с Космосом мириадами невидимых нитей, имеющих тонкую и огненную природу. В течение всей своей жизни человек каждый миг возмущает мировое пространство своей мыслью, словом и действием. Космос – реагирует.
Нравственность – как научная категория
|
Статья / Философия / Мировоззрение / Нравственность – как научная категория
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|