all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Недостижимое одиночество

Недостижимое одиночество


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:14
Недостижимое одиночество


(Нет голосов)
173 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Недостижимое одиночество



Мировоззрение. Недостижимое одиночество


Тех, кто мыслит, сомнения вечно гнетут
О. Хайям.

Идущие двумя путями потонут в океане самсары.
Кабир.
Л. Шестов.

1. Мы во многом живем "бессознательно", в мире неосознаваемых поступков и неясных мыслей, зачастую не знаем происхождения и смысла самых расхожих идей, являющихся "алфавитом" нашей повседневной и духовной жизни.

Возьмем, к примеру, идею "множества путей, ведущих к одной цели (истине? реальности?)". Идея у всех "на слуху", но спросите ваших знакомых, откуда она пришла и как точно формулируется, и ваши знакомые окажутся в замешательстве, за которым последуют самые разные ответы, причем ответы не в виде однозначных и определенных утверждений, а в виде догадок и предположений. Это говорит о том, что источник этой идеи был давно забыт, или же о том, что она была заимствована ими из книг или из общения полубессознательно, как сама собой разумеющаяся.

Но, допустим, мы преодолели эту ступень замешательства и неясности, выяснили источник этой идеи, и пусть "много путей ведут к единой Реальности". Но следующий вопрос: что же именно мы понимаем под "Реальностью", опять вызовет недоумение и неопределенность. Некоторые могут ответить, что такой Реальностью, признаваемой всеми, является бог. - Но нет "бога вообще". Существуют различные понимания его, присущие христианству, исламу, индуизму и т.д. (и даже в каждой из этих конфессий, которые неизбежно делятся на множество направлений, мы не встретим единого толкования). Поэтому сказать "бог", не добавив его атрибутов, "дальнейших определений" - это ничего не сказать. Но эти атрибуты "происходят" только или из известных нам конфессий, или из недавно возникших псевдодуховных учений, основывающихся на мнимом синтезе различных религий, или же из фантазий "контактеров" - т.е. какое-либо реальное единство мнений здесь совершенно исключено.

Кроме того, слово "бог" вообще не может претендовать на обозначение "единой реальности", поскольку в не-теистических религиях (буддизме, джайнизме, даосизме) существование бога-творца не принимается. Идея бога-творца мира считается в буддизме логически необоснованной, поскольку все происходящее в мире можно объяснить законом причины-следствия, и нет ничего, о чем можно было бы утверждать с достоверностью, что это проявление или результат деятельности бога.

2. Идея "единого" несостоятельна и с чисто логической стороны" Как нет дня без ночи, так нет и единого без многого. Когда говорят "истина одна", то действуют, конечно, по принципу "два пишем, три - в уме" (точнее "один пишем, три в уме"), ведь под "одной" понимается некая супер-истина, противоположная несметному множеству бесспорных относительных истин (тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман). Таким образом, на деле, де-факто, говорящий о "едином" противоречит сам себе, поскольку признает это "единое" лишь в противоположность и наряду с другими истинами.

3. Что касается первой части обсуждаемого нами высказывания, т.е. "множества путей", то и здесь опять-таки неясно, что имеется в виду. Может ли один и тот же человек практиковать буддизм и христианство одновременно? - Только теоретически, т.е. не может: каждый серьезно практикующий знает, что практика занимает все дни с утра до ночи, и потому вклинить в распорядок дня что-либо из другого учения просто невозможно, а главное - зачем? Каждое истинное учение целостно и содержит все необходимое для практикующего. Если же он обращается еще и к другому учению, то это говорит или о том, что он еще "не нашел себя" и "свое" учение, или же у него не достает уверенности и веры. Но если мы к одному учению, в которое недостаточно верим, присовокупляем другое, то мы получаем лишь сумму полувер, которая вопреки арифметике, никак не может составить полную и истинную веру. Но вера (шраддха) - необходимое условие усердной практики.

Недостижимое одиночество
 Статья / Философия / Мировоззрение / Недостижимое одиночество
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:14

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...