all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Музыкальный космизм России

Музыкальный космизм России


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:14
Музыкальный космизм России


(Нет голосов)
430 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Музыкальный космизм России



Мировоззрение. Музыкальный космизм России


Вершиной музыкального выражения русского космизма является конец XIX – начало ХХ в. На общем фоне слома мировоззренческих парадигм, богоискательства появилась плеяда русских композиторов-космистов, которые своими музыкальными и научно-публицистическими произведениями утверждали идеи музыкального космоса. Эти идеи высказывались как самими композиторами, так и философами. Так знаменитый эзотерик-космист Г. Гурджиев считал, что мир живет по «законам октав», т.е. «закон октав связывает все процессы во Вселенной; и для того, кто знает масштабы переходов и законы октав, это дает возможность точного познания любого явления в его сущности и во взаимоотношениях со всеми связанными с ним предметами и явлениями» (См.: Успенский П. Д. В поисках чудесного. СПб., 1992. С. 326). Об этом же, но в других выражениях, вскрывает космический потенциал музыки А. В. Лосев в своей работе «Музыка как предмет логики». В частности он пишет: «Музыка, снимая пространственно-временной план бытия и сознания, вскрывает новые планы, где восстанавливается нарушенная и скованная полнота времен и переживаний и открывается существенное и конкретное Всеединство или путь к нему… Музыка погружает в Тьму Бытия, где кроются все начала и концы, все рожающее и питающее, материнское лоно и естество Вселенной» (Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 263-264).
Проблемное поле выдающихся русских композиторов ХХ в. – Скрябина, Рахманинова, Прокофьева и др. – было задано философской мыслью, особенно философией всеединства В. С. Соловьева, которая выводила их на проблемы космизма. Онтологические и гносеологические идеи положительного единства, синтетический метод познания оказались близки отечественным композиторам. К примеру, Сергей Прокофьев в одном из произведений 1910-х гг. - халдейском заклинании «Семеро их» - в качестве приема обработки музыкального материала применял алеаторику - незакрепленность, мобильность музыкального текста, продемонстрировав слияние рационального и интуитивного в выражении музыкальной идеи. В прокофьевском заклинании ритмические, акустические, фактурные элементы строго организованы и мотивированы в своеобразном хаосе, но когда оно звучит, то воспринимается как объединенные вместе случайные, трансцендентные, интуитивно найденные музыкальные фрагменты.
Другой пример - произведение Ивана Вышнеградского «День Бытия» (другое название – «День Брамы»), который предложил идею музыкальной микроинтервалики, т.е. использования интервалов меньше полутона. О своем открытии и кредо он написал В. Каратыгину: «Многоуважаемый Вячеслав Гаврилович, представляю на Ваш суд произведение, которое есть мое художественное credo, - святая святых души моей. Мысли, изложенные здесь, не суть плоды холодного размышления, а суть крик души, стремившейся к освобождению от окон относительности. Оно было написано совершенно интуитивно, и - после написания его я испытал чувство мистического просветления - пробуждения космического сознания, которое длилось почти безо всякого падения в продолжение двух месяцев, после чего наступила медленная естественная реакция Просветление сопровождалось поразительно интенсивным творческим процессом, одним из многочисленных результатов было написание мною «Дня Брамы», произведения «нового искусства», как я его называю» (Цит.по: Польдяева Е. Посвящается И. А. Вышеградскому // Музыкальная академия. 1992. № 2. С. 148).
В творчестве Вышеградского ощущается еще одно влияние философии всеединства. Соловьевская идея Абсолюта нашла отзвук в том особом звуковом качестве внутреннего слышания композитора, которое он назвал звуковым континуумом, «символом космического сознания»: «Его природа «сверхзвуковая», потому что оно, будучи звучанием, воспринимается… как одновременность. Как таковое, оно, конечно, не соответствует никакому определенному звуку, но может быть только внутренним слышанием (или логическим понятием; но таковое бесплодно). Это «слышимое пространство», которому я дал имя всезвучия (по-французски - pansonorie), я чувствую и понимаю как основную музыкально-звуковую реальность... Всякая система музыкальных звуков, покрывающих музыкальное пространство, есть не что иное, как разреженный континуум» (Там же. С. 149). О своей концепции композитор говорил, что чувствует ее «не как «мою», но как существующую объективно и как бы во мне стоящую; я лишь пристально «всматриваюсь» и описываю» (Там же. С. 148).

Бесконечность мира, мысль о всеединстве сущего была для символико-космистов и романтической мечтой, и наитием, и восторгом, и философской доктриной, духовным отцом которой был Вл. Соловьев. Многих творцов рубежа ХIХ-ХХ веков (Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, А. Н. Скрябин) объединяла космическая тема: солнце, звезды, луна, небесная лазурь - для них есть символы божественного света, способные преодолевать время и суету.

Музыкальный космизм России
 Статья / Философия / Мировоззрение / Музыкальный космизм России
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:14

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...