all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Интеллектуальное развитие человека

Интеллектуальное развитие человека


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:11
Интеллектуальное развитие человека


(Нет голосов)
477 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Интеллектуальное развитие человека



Мировозрение. Интеллектуальное развитие человека


Человек постепенно убеждается, что все более скрупулезное изучение материального мира по-прежнему не решает важнейшего вопроса — познания самого себя. Совершенствуя продукты своего труда, упрощающие быт, человек все дальше уходит от себя, от раскрытия своих способностей и, следовательно, возможностей. А последние во многом превосходят возможности даже самых совершенных механизмов и машин.

Примеры того нам являют «уникумы», гнущие вилки и запускающие сломанные часы без приложения физических усилий, передающие мысли на расстояние эффективнее любых современных телекоммуникационных технологий, решающие сложнейшие математические задачи значительно быстрее, чем с использованием вычислительной техники, прогнозирующие будущее, выполняя при этом работу быстрее, чем коллективы крупных фирм и институтов, исцеляющие быстрее и эффективнее современных медицинских центров, видящие происходящее за тысячи километров безо всяких приборов… Но поскольку человека с детства учат воспринимать себя среднестатистической личностью, то у него даже не возникает мысли о том, что доступное одному, может быть доступно и другому.

Вычислительная техника — основа пятого технологического уклада, электродвигатель — четвертого, паровой привод — третьего, «лошадиная сила» — второго и человеческая сила — первого — все это остается позади. Выражаясь языком перечисленных эпох, в потенциале человек шестого технологического уклада — это теле-, радиостанция без ограничений радиуса действия, вычислительная машина невообразимой мощности, сверхсильный микроскоп и телескоп, библиотека с фондом, в миллионы раз превышающим все имеющиеся вместе взятые, самый мощный программный пакет по анализу и прогнозированию, сверхточный измерительный прибор, самый мощный и многофункциональный механизм (машина)… Плюс то, что в понятия пяти укладов не входит, — это высочайшие нравственность и сознательность человека. Или, другими словами, сам человек, а не его приборы и механизмы является истинным Создателем и Творцом, Владыкой материального мира на Земле.

Но все вышеперечисленное не укладывается в рамки существующих представлений человека о самом себе. Как говорится, это умом непостижимо. Но ведь не зря же человека назвали Человеком Разумным, а не человеком умным.

Все открытия, все новое лежит вне ума. Ум — это архив, база увиденных, услышанных, когда-то осязаемых, ощущаемых и обоняемых данных. В уме в течение одного воплощения накапливается подборка фактов, событий, образов и т.п. из произошедшего в окружающем мире, доступном пяти чувствам человека.

Ум снабжен не только полочками для хранения данных. В уме есть инструмент анализа этих данных — логика. Логика снимает данные с полок, комбинирует их, сопоставляет, выстраивает в последовательности. Логика — это архивариус. Логика никогда не выходит за пределы архива. Логика оперирует только имеющимися данными. Поэтому, когда данных недостаточно (опыт мал), логика бессильна.

Ум бессилен открывать. Ум можно развить до известных пределов, но он все равно будет жить лишь былыми знаниями, полученными методами фиксации данных пятью чувствами (пускай с использованием усилителей, увеличителей…) и последующего их анализа (перебора и сопоставления). Суть ускользает, источник остается непознанным. Ум — это вещь в себе.

Однако прогресс базируется не на вытаскивании из архива старых фактов и их комбинировании. Все открытия, продвинувшие человечество в развитии (техническом, духовном), были сделаны не с помощью пяти чувств и логики. Открытие всегда из области неизведанного. Открытие — это скачок, гипотеза, озарение. Открытие и потом может оставаться вне компетенции пяти чувств (любые волновые явления, мир элементарных частиц, моральные принципы, философские концепции…). Но из-за многократного повторения это открытие переходит в разряд фактов, не требующих доказательств, т.е. попадает в сферу деятельности ума, ложится на соответствующую полочку и ждет действий архивариуса. Поэтому ум, на первый взгляд, совершенствуется, и появляется иллюзия его способности творить.

Ум совершенствуется посредством запоминания. Это неэффективный путь, регресс. Особенно это заметно сейчас, когда человечество накопило в библиотеках многие миллионы томов фактов, человек, даже просто читая по диагонали, успеет за свою жизнь проглядеть лишь ничтожную часть, не говоря уже о запоминании и анализе.

Казалось бы, выход в специализации знаний, собираемых умом. Но это противоречит идее развития, универсализации ума. Получается, универсализация знаний в уме — тупик, специализация знаний в уме — тупик. Сам ум — это тупик в развитии человека. Развитие лежит вне пределов ума. Ум как инструмент развития человечества сейчас, очевидно, устарел.

Интеллектуальное развитие человека
 Статья / Философия / Мировоззрение / Интеллектуальное развитие человека
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:11

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...