all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Идеологический вакуум

Идеологический вакуум


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:11
Идеологический вакуум


(Нет голосов)
389 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Идеологический вакуум



Сколько бы ни ругали ту или иную идеологию, но ее появление – важнейшая веха в истории определенного народа или даже – определенной общины. Сообществу людей надо как-то жить и на основе чего-то регулировать отношения друг с другом. Лишь на словах легко провозгласить некие принципы, исходящие просто из «здравого смысла». Здравого смысла можно придумать много, но реально очень мало людей из него исходят в повседневной практике. Даже весьма умные люди зачастую делают абсолютно деструктивные и бессмысленные поступки, а потом долго ломают голову – зачем же я это сделал? На помощь им раньше приходила церковь, объясняя мотивы их поступков влиянием либо злых духов, либо одного единого злого начала – сатаны, шайтана и пр., которые лишь для обмана принимают ту или иную форму. В наше просвещенное время на помощь приходят психоаналитики. Бессознательные поступки «выныривают» из необъятных глубин подсознания. Сознательному в психоаналитической теории и практике отводится лишь очень тонкая «прослойка».
И все же, дело отнюдь не ограничивается отдельными поступками. И в осознанном, и в неосознанном действии у большинства людей, относящихся к определенному социуму, есть некая объективная составляющая. Можно, зачастую, довольно точно предугадать: как поведет и что скажет человек того или иного сословия с доминирующими в данном сообществе доктринами в той или иной ситуации и по отношению к тому или иному заявлению. У человека как бы имеется определенный «каркас», по которому выстраиваются его действия и в структуре которого выстраиваются его высказывания. Наиболее фундаментальная составляющая этого каркаса, свойственная большинству людей из разных социальных групп, диктуется «архетипами». Так, во всяком случае, считал Карл Густав Юнг. Другие составляющие этого «каркаса» диктуются общественной идеологией, семейными традициями. Причем все это редко облекается слишком уж логичными доводами. Просто человеку с детства говорят и направляют в действиях таким образом, что у него на глубоко подсознательном уровне закладываются элементы этого «каркаса». С определенного возраста человек становится просто предсказуемым интерпретатором определенной поведенческой схемы и красноречивым высказывателем определенной идеологической доктрины. Конкретных вариантов подобных поведенческих схем и вариантов высказываний в той или иной ситуации может быть неограниченное количество, но по настоящему нового они ничего не содержат.
Иногда случаются резкие внутренние преобразования личности. Она резко меняет идеологию и начинает даже мыслить иначе. Но, прошу заметить, «марсианской» она никогда не становится. То есть, как бы ни менялась поведенческая и идеологическая схема личности, она всегда приобретает некие знакомые черты. Что-то где-то мы уже видели. Человек, как бы, попадает в определенную «потенциальную яму» той или иной типовой идеологии. Явно нездоровых людей я пока в расчет не беру.
И так, что же мы имеем? Формулы и утверждения той или иной идеологической доктрины могут быть (и, зачастую, бывают) весьма просты и, даже, несколько наивны. Мало того, они могут быть даже противоречивы. И, тем не менее, это нисколько не мешает им быть весьма действенными. Следовательно, за относительно простой совокупностью высказываний стоит нечто. В случае устоявшихся стереотипов – это огромная совокупность привычных с детства способов действий и оценок, закрепленных в условных рефлексах (по Павлову). А как же тогда объяснить резкие трансформации общественного сознания в периоды прихода к власти радикальных реформаторов? Кстати, двадцатый век в этом плане дал очень богатую пищу для размышлений. Из чисто материалистических объяснений современного периода наиболее расхожее следующее. В сложной динамической системе, коей является общественный организм (как и организм отдельной личности), устойчивыми являются далеко не все возможные способы функционирования. В искусственно построенной системе можно задумать что угодно. При отклонении от заданного режима всегда можно вмешаться и поправить ситуацию. А в природной системе, которая должна быть самоустойчивой по определению, ибо Высшего начала материалистическая доктрина не признает, вмешиваться некому. Можно назвать такие устойчивые способы функционирования «локальными экстремумами» динамической системы. Попытки все объяснить генетической информацией, заставляющей личность действовать по тому или иному сценарию, мне кажется беспочвенной. Как выяснилось – совокупность ДНК в геноме человека несет лишь несколько процентов полезной информации. Остальное – балласт, которому не могут найти полезной функции. И все это, если пересчитывать на языке теории информации, занимает в информационном отношении места не больше того, что можно вместить на старомодной дискетке 3,5 дюйма.

Идеологический вакуум
 Статья / Философия / Мировоззрение / Идеологический вакуум
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:11

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...