all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Идеализм


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:11
Идеализм


(Нет голосов)
398 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Идеализм

 


Онтология идеализма


Вот небольшой философский трактат, собственного сочинения. Тему можно охарактеризовать, как размышления на тему сущности мира и познания. Тема достаточно широкая, но я не собираюсь рассматривать ее детально, только общие принципы. Так же я решил пойти по пути некоторых философов и отойти от обычной схемы, когда сначала провозглашаются основные положения, а потом на их основе делаются выводы. Я постарался, чтобы сами основы просто вытекали из рассуждений таким же путем, как они возникли у меня. Впрочем, одно положение я все-таки представлю в начале, ибо от него отталкиваюсь - все, что мы знаем об окружающем мире, является результатом нашего познания этого мира. Если кто-то считает это положение ложным, он наверняка не согласится и со всем нижеизложенным.

Соглашение о терминах

"О терминах не спорят, о них договариваются". Как ни странно, подобно тому, как любые религиозные термины у нас рассматриваются в трактовке христианства, вопрос "Веруете?" 99% воспримут как вопрос "Верите ли вы в И.Х.?", хотя это может оказаться и Аллах, и Шива и вообще кто угодно; само собой считается, что религия подразумевает веру в Бога и т.д.), так и в философии - каждый придерживается своей терминологии, в зависимости от "школы", которая ему нравится. Поэтому я бы очень попросил внимательно читать пояснения, которыми я буду сопровождать термины в фигурных скобках ({}), и не говорить "нет, это не ТО!". Может и не ТО, но в данном случае я имею в виду именно ТО. Я же постараюсь объяснять, почему использую те или иные термины.

Собственно текст

В общем-то, любая наука (в том числе и философия) направлена на познание мира. Поэтому и начать я хочу именно с познания, тем более что взаимодействие познающего субъекта и объекта познания рассматриваются практически во всех философских школах.

Возникает три основных вопроса КТО познает, ЧТО познает и КАК познает. {Под "познанием" я здесь подразумеваю формирование представления об окружающем мире, которое позволяет нам взаимодействовать с ним.}

Я понимаю, что многие считают эти вопросы давно решенным, а многие - не имеющим решения вообще.

Начнем с того, что "ближе" - КТО познает. Познает собственно человек, человек как личность, причем само наше тело является для нас внешним объектом, как впрочем, и мозг. В общем, чтобы не ходить вокруг да около, скажем прямо - субъектом познания является СОЗНАНИЕ {наше ощущение себя и окружающего, наши чувства, образы и т.д.}, объектом - все остальное. Причем процесс познания не является общим для всего человечества, у каждого он протекает относительно независимо (относительность возникает как результат общения).

Теперь второе - КАК происходит процесс познания. Во-первых, рассмотрим, ЧТО именно содержится в сознании. А содержатся там ПОНЯТИЯ (Concept). {Под ПОНЯТИЯМИ я здесь понимаю любые образы, существующие в сознании, не зависимо от того, отражают ли они объекты, явления, процессы или такие абстрактные вещи, как "бесконечность", "жизнь" и т.д.}. Часть этих понятий, (назовем их СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫМИ) - являются "отражением" окружающего мира, его объектов, процессов, явлений и пр. другие (назовем их АБСТРАКТНЫМИ) - формируются самим сознанием, для упрощения процесса познания. Так, например каждый много раз видел, скажем, собак, может узнать каждую из них "в морду" (ну не "в лицо" же :-) ), но чтобы не перечислять их всех, как "друзей человека", строит абстрактное понятие - "собака". Дальше продолжив абстрагирование, строим понятия "млекопитающее", "животное", и доходим аж до материи.

Абстрактным понятием может выступать не только обобщение, но и отдельное свойство, скажем "длина", но в любом случае любые абстрактные понятия имеют своей основой какие-либо созерцательные. В качестве обоснования могу предложить каждому найти в своем сознании что-либо, не имеющее основы в созерцательных понятиях. То же понятие Бога, в общем-то, основывается на понятиях любви, благости, всепрощения и пр., что может и редко, но наблюдать все-таки можно :) Теперь рассмотрим, как же образуются первичные, созерцательные понятия, образы. Собственно образуются они как результат работы органов чувств. Вопрос в том, являются ли они простым отражением или же результат более сложной работы. Информация извне поступает в сознание по пяти информационным каналам, воспринимаем же мы окружающий мир как целостную картину. Те же глаза предоставляют на две плоских перевернутых (по всем законам оптики) картинки, а воспринимаем мы целую, причем трехмерную.
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:11

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...