Грех и три грехопадения
Идеология развития о духовном развитии человека Идеология развития о двух фазах процесса познания
и трех этапах духовной Эволюции.
Итак, грехопадение, грех.
Для человека духовное развитие, познание, постижение - это как бы движение
вперед и вверх, навстречу ему неведомому, ему неизвестному,
но независимо от него являющемуся Истинным.
Чтобы это Истинное познать человек сначала должен, а вернее, вынужден,
себя этому Истинному п р о т и в о п о с т а в и т ь .
Поэтому, впервые сталкиваясь с открывающейся ему в процессе развития Истиной,
человек всегда ей говорит: “нет”.
Это - низшая фаза познания и есть - грех:
сказать Истине “нет” - значит “согрешить против Истины”.
Но это первичное отрицание означает не столько отрицание самой Истины,
сколько показывает, что в системе понятий этого человека этой Истины еще нет.
Этот этап первичного отрицания проходят все:
выходит, что человек по самой своей природе г р е ш е н именно потому,
что противопоставлен познаваемому самим процессом Познания.
Но без этого противопоставления - нет познания: без греха нет добродетели.
Просто грешник (обычно побуждаемый гордыней - а это, как известно,
первый смертный грех) дольше задерживает себя и других,
часто, кстати, применяя для этого насилие, на низшей фазе познания,
то есть, на стадии первичного отрицания.
Грешник - это человек, коснеющий в своем невежестве, не развивающийся.
Следующая, высшая фаза познания, добродетель - это отрицание отрицания,
(открытое Гегелем) то есть, утверждение вновь открывшегося,
всегда творческое освоение его в процессе диалога-взаимодействия,
а это взаимодействие, если оно не прерывается насилием или ложью
(ложь это тоже насилие - насилие над правдой),
неизбежно приводит к созданию нового более совершенного качества
и, следовательно, становится Процессом Одухотворения.
На высшей фазе познания происходит выход вверх из тупика первичного отрицания
и превращение замкнутого круга насилия в спираль развития.
Итак, нет развития без добродетели, и нет добродетели без греха.
“Не согрешив против разума, вообще ни к чему нельзя придти,”-
писал Эйнштейн. И еще парадоксальнее - Роберт Пэн Уоррен:
“Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать!”
Человек добродетельный (добрый) быстрее находит выход из тупика
первичного отрицания благодаря развитой способности к творчеству,
то есть, к диалогу-взаимодействию, со-мнению, со-отнесению
своего мнения с другим, взаимопониманию, в процессе которого его
эволюционная правота оплодотворяется эволюционной правотой другого,
и в нем как бы самой души становится больше.
“Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты”,- писал Бетховен.
Доброму удается развитие, и он становится еще добрее - творец.
Злому развитие не удается, и он становится агрессивнее - борец.
“Юпитер, ты сердишься - значит, ты - виноват.” В чем виноват Юпитер?
В том, что не может найти творческого, то есть, истинного,
и,значит, устраивающего всех, выхода из затруднения и потому злится.
НАСИЛИЕ - ЕСТЬ ПОКАЗАТЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО БЕССИЛИЯ.
Почему в Библии Бог прощает грех сразу, как только человек искренне раскается в нем.
Потому что развитие, объективный Процесс Одухотворения, всегда опережает сознание,
которое является лишь отражением (и не всегда адекватным) процесса развития.
Следовательно, если грех осознан, значит переход
от низшей фазы развития к высшей уже совершился.
Объективное развитие - первично, а его отражение нашим сознанием - вторично.
Поэтому ускорение развития, свидетелями которого мы сейчас являемся,
превращает известный постулат Маркса “Бытие определяет сознание”
в более точный «Развитие определяет сознание».
Но вернемся к понятию “грехопадение”.
По Библии первое “грехопадение” произошло,
когда человек противопоставил себя Природе, вкусив от “Древа Познания”
и, следовательно, обретя Разум.
Грех и три грехопадения
|