all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Философия бессмертия Ч5

Философия бессмертия Ч5


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:11
Философия бессмертия Ч5


(Нет голосов)
412 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Философия бессмертия Ч5



Душа и внешний мир


5. Душа и внешний мир

В предыдущем разделе мы представили своеобразное доказательство "бессмертия души", или, точнее говоря, "бессмертия "Я". Обоснован тезис: либо наша душа обладает свойством временной нелокальности (сверхвременности) и, следовательно, обладает вечной и неизменной природой, либо - это свойство "сверхвременности" отсутствует, но в таком случае "Я", понимаемое как себетождественная субъективность, - это не более чем иллюзия и, таким образом, вопрос о смертности или бессмертии "Я" просто снимается, поскольку некому и нечему умирать или быть бессмертным.

Идею причастности человеческой души Вечности можно найти в различных философских системах, начиная с Платона и Аристотеля и кончая русской идеалистической философией конца 19 - первой половины 20 столетия. В древности наиболее последовательно эта идея проводилась неоплатониками. Согласно учению Плотина, высшие составляющие человеческой души, прежде всего, интеллект, непосредственно "прибывают в Вечности", тождественны мировому Уму и Единому.

Своеобразное доказательство причастности души к Вечности мы находим у Канта. Кант полагал, что сама возможность восприятия душевной жизни как временного потока с необходимостью требует наличия некой "неподвижной" вневременной "точки отсчета" - относительно которой душа могла бы воспринимать собственное движение во времени. Эта "неподвижная точка отсчета" - это и есть вневременное бытие "вещи в себе". Заметим, что субъект, по Канту, - это также "вещь в себе" - нечто находящееся за пределами мира феноменов. Следовательно, субъект, как "вещь в себе" - также погружен в Вечность, пребывает вне временного потока феноменов. По Канту, сама возможность восприятия временного потока феноменов является основным доказательством существования "вещи в себе" вне мира феноменов. Не случайно параграф «Критики чистого разума», в котором излагается данный аргумент, Кант назвал "Опровержение идеализма" - имея в виду идеализм в духе Беркли - отрицающий существование бытия за пределами сферы чувственно данного.

Мы также уже неоднократно ссылались на концепцию А. Бергсона, согласно которой память человека - есть прямой (через время) доступ к прошлому, а отнюдь не сохранение следов прошлого в настоящем. В русской философии идея сверхвременной природы "Я" отстаивали В.С. Соловьев, Л.М. Лопатин, С.Л. Франк, Н. О. Лосский, Е.Н. Трубецкой, В.В. Зеньковский и другие.

Идею сверхвременности глубинной составляющей души можно считать, таким образом, достаточно хорошо разработанной и обоснованной в философии. По существу, отрицание этой идеи, как мы видели, равносильно отрицанию реальности существования индивидуального "Я".

Мы далее рассмотрели ряд аргументов в пользу того, что вневременной составляющей души является ее смысловая составляющая –сфера "чистых смыслов". Основной аргумент здесь заключался в указании на потенциальную природу смысла.

Потенция, по самой своей природе, не есть что-то возникающее или исчезающее. Если предположить, что сами возможности откуда-то возникают и куда-то исчезают, то следует ввести понятие возможности возможностей (потенции потенции) - что представляется бессмысленным, поскольку ничего нового к идее потенциальности не добавляет. Однако, последнее верно только в том случае, если мы имеем в виду "объективные потенции", т.е. "возможности вообще", а не возможности, которыми обладает конкретный индивид. Возможности конкретного индивида представляют собой некую "выборку" из множества "объективных возможностей" и с этой точки зрения индивидуальные потенции действительно могут "возникать" и "исчезать" оставаясь, при этом, в составе вечных и неизменных "объективных потенций".

Таким образом, для того, чтобы доказать сверхвременную природу индивидуальных смыслов, необходимо утвердить их объективный, надындивидуальный статус. Точнее, необходимо показать, что наше индивидуальное "смысловое поле" является непосредственной составной частью некой надындивидуальной идеальной (сверхчувственной) реальности - существование которой не зависит от факта существования конкретного телесного индивида.

Показать надындивидуальный (точнее, индивидуально-надындивидуальный) статус смыслов можно, как нам представляется, исходя из анализа такой традиционной философской проблемы, как проблема "трансцендентного предмета знания". Эта проблема возникает в связи с тем, что мы очевидным образом способны различать знание о предмете и сам предмет, который познается в этом знании. Знание - это, очевидно, субъективное явление, существующее в сознании конкретного индивида, относительно же статуса предмета знания - существуют разные мнения. Если предмет знания - это реальная, существующая вне сознания субъекта вещь - то тогда получается, что в каждом акте познания наша душа как бы "выпрыгивает сама из себя" (трансцендирует) и каким-то образом "схватывает" внеположное ей "объективное бытие" - реальность как она существует "сама по себе", "в подлиннике".

Философия бессмертия Ч5
 Статья / Философия / Мировоззрение / Философия бессмертия Ч5
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:11

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...