all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Философия бессмертия Ч3

Философия бессмертия Ч3


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:11
Философия бессмертия Ч3


(Нет голосов)
372 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Философия бессмертия Ч3



Строение души


3. Строение души

Вначале несколько слов относительно методологии исследования душевных явлений. Для нас очевидно, что единственным адекватным методом исследования внутреннего мира субъекта - является метод интроспекции. Мы способны познавать собственный внутренний мир лишь постольку, поскольку имеем прямой рефлексивный доступ к субъективным феноменам. Однако здесь возникает целый ряд проблем. Прежде всего, не ясно как вообще возможен рефлексивный акт и что он собой представляет.

Если рефлексия - это описание приватного, скрытого от посторонних глаз "моего собственного только" бытия - то, спрашивается, как я способен сообщить окружающим этот уникальный приватный опыт - опыт приобретенный в сфере лишь мне одному доступного бытия, и почему окружающие способны понять то, что я им сообщаю?

Могут сказать: окружающие понимают меня, поскольку они такие же люди, как и я, поскольку они обладают аналогичным внутренним миром. Однако, где гарантия, что это так? Например, передо мной лежит зеленая тетрадь. Если я спрошу соседа: "какого цвета тетрадь?", то он ответит: "она зеленая". Однако, где гарантия, что его "зеленое" совпадает с моим "зеленым"?

Представим себе субъекта, у которого ощущения зеленого и красного поменялись местами: то, что я вижу зеленым, он видит красным и наоборот. Однако в ответ на вопрос: "какого цвета трава и какого цвета солнце" он, очевидно, ответит: "трава зеленая, а солнце красное". Ведь когда он учился различать цвета, ему указывали на траву и говорили: "это - зеленое", а, указывая на солнце, говорили: "это - красное". То есть он выучил, что то, что он видит зеленым, называют "красным", а то, что он видит красным - называют "зеленым".

По всей видимости, ни он, ни я никогда не сможем догадаться, что мы видим цвета различным образом. (Единственное различие между нами, связанное с различием в цветовом восприятии, может касаться лишь эстетической, эмоциональной оценки того или иного цвета - поскольку чистый цветовой тон оказывает на человека специфическое эмоциональное воздействие. Однако различия в эмоциональном восприятии цветов могут быть вызваны различными причинами и не могут служить прямым доказательством различий в сенсорном восприятии чистого цветового тона).

Субъекты могут отличаться друг от друга не только спектром переживаемых чистых модально-специфических качеств, но также, например, способом восприятия пространственных отношений. Можно, например, допустить, что мой сосед видит предметы в несколько раз меньшего размера, чем их вижу я, или же видит мир "вверх ногами" - и опять, никакие доказательства того, что мы видим мир по-разному, в этом случае не возможны. Ведь я не могу заглянуть в чужой внутренний мир и сравнить его со своим собственным внутренним миром. Как же мы, в таком случае, способны понимать друг друга?

Очевидно, это возможно только в том случае, если есть нечто гарантированно тождественное, совершенно одинаковое во внутреннем мире любого субъекта.

Ясно, что, несмотря на все возможные вариации способа чувственного видения окружающего мира, "образ мира" должен в определенном смысле "соответствовать" тому, что он отображает, иначе субъект был бы не способен адекватно действовать в окружающей его действительности. Необходимым и достаточным условием адекватности восприятия является наличие взаимнооднозначного соответствия (изоморфизма) образа и объекта. (Реально, конечно, имеет место лишь частичный изоморфизм). Мы познаем окружающий мир с точностью до изоморфизма, т.е. подлинное знание заключено лишь в абстрактной структуре образа, тогда как "способ представления" этой структуры, обусловленный используемым набором переживаемых чувственных качеств, а также пространственной и временной формой переживаний, - никакого знания об окружающем нас мире не содержит.

Но и о собственном внутреннем мире мы способны сообщить окружающим лишь с точностью до изоморфизма - рассказывая о собственных переживаниях, я сообщаю окружающим лишь абстрактную структуру моего внутреннего мира, но не его подлинное качественное содержание. Эта абстрактная структура - и есть то, что можно назвать "чистой информацией" или "чистым знанием". Этим "чистым знанием" мы, по сути, и обмениваемся друг с другом. Это "чистое знание" - есть сфера универсального опыта, единая для всех. Можно сказать, что в сфере "чистого знания" наши души как бы соприкасаются, сливаются в единое целое - что создает "общую почву", благодаря которой мы обретаем способность понимать друг друга.

Философия бессмертия Ч3
 Статья / Философия / Мировоззрение / Философия бессмертия Ч3
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:11

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...