Статья / Философия / Мировоззрение / Философия бессмертия Ч3
Философия бессмертия Ч3
Философия бессмертия Ч3
Строение души 3. Строение души
Вначале несколько слов относительно методологии исследования душевных явлений. Для нас очевидно, что единственным адекватным методом исследования внутреннего мира субъекта - является метод интроспекции. Мы способны познавать собственный внутренний мир лишь постольку, поскольку имеем прямой рефлексивный доступ к субъективным феноменам. Однако здесь возникает целый ряд проблем. Прежде всего, не ясно как вообще возможен рефлексивный акт и что он собой представляет.
Если рефлексия - это описание приватного, скрытого от посторонних глаз "моего собственного только" бытия - то, спрашивается, как я способен сообщить окружающим этот уникальный приватный опыт - опыт приобретенный в сфере лишь мне одному доступного бытия, и почему окружающие способны понять то, что я им сообщаю?
Могут сказать: окружающие понимают меня, поскольку они такие же люди, как и я, поскольку они обладают аналогичным внутренним миром. Однако, где гарантия, что это так? Например, передо мной лежит зеленая тетрадь. Если я спрошу соседа: "какого цвета тетрадь?", то он ответит: "она зеленая". Однако, где гарантия, что его "зеленое" совпадает с моим "зеленым"?
Представим себе субъекта, у которого ощущения зеленого и красного поменялись местами: то, что я вижу зеленым, он видит красным и наоборот. Однако в ответ на вопрос: "какого цвета трава и какого цвета солнце" он, очевидно, ответит: "трава зеленая, а солнце красное". Ведь когда он учился различать цвета, ему указывали на траву и говорили: "это - зеленое", а, указывая на солнце, говорили: "это - красное". То есть он выучил, что то, что он видит зеленым, называют "красным", а то, что он видит красным - называют "зеленым".
По всей видимости, ни он, ни я никогда не сможем догадаться, что мы видим цвета различным образом. (Единственное различие между нами, связанное с различием в цветовом восприятии, может касаться лишь эстетической, эмоциональной оценки того или иного цвета - поскольку чистый цветовой тон оказывает на человека специфическое эмоциональное воздействие. Однако различия в эмоциональном восприятии цветов могут быть вызваны различными причинами и не могут служить прямым доказательством различий в сенсорном восприятии чистого цветового тона).
Субъекты могут отличаться друг от друга не только спектром переживаемых чистых модально-специфических качеств, но также, например, способом восприятия пространственных отношений. Можно, например, допустить, что мой сосед видит предметы в несколько раз меньшего размера, чем их вижу я, или же видит мир "вверх ногами" - и опять, никакие доказательства того, что мы видим мир по-разному, в этом случае не возможны. Ведь я не могу заглянуть в чужой внутренний мир и сравнить его со своим собственным внутренним миром. Как же мы, в таком случае, способны понимать друг друга?
Очевидно, это возможно только в том случае, если есть нечто гарантированно тождественное, совершенно одинаковое во внутреннем мире любого субъекта.
Ясно, что, несмотря на все возможные вариации способа чувственного видения окружающего мира, "образ мира" должен в определенном смысле "соответствовать" тому, что он отображает, иначе субъект был бы не способен адекватно действовать в окружающей его действительности. Необходимым и достаточным условием адекватности восприятия является наличие взаимнооднозначного соответствия (изоморфизма) образа и объекта. (Реально, конечно, имеет место лишь частичный изоморфизм). Мы познаем окружающий мир с точностью до изоморфизма, т.е. подлинное знание заключено лишь в абстрактной структуре образа, тогда как "способ представления" этой структуры, обусловленный используемым набором переживаемых чувственных качеств, а также пространственной и временной формой переживаний, - никакого знания об окружающем нас мире не содержит.
Но и о собственном внутреннем мире мы способны сообщить окружающим лишь с точностью до изоморфизма - рассказывая о собственных переживаниях, я сообщаю окружающим лишь абстрактную структуру моего внутреннего мира, но не его подлинное качественное содержание. Эта абстрактная структура - и есть то, что можно назвать "чистой информацией" или "чистым знанием". Этим "чистым знанием" мы, по сути, и обмениваемся друг с другом. Это "чистое знание" - есть сфера универсального опыта, единая для всех. Можно сказать, что в сфере "чистого знания" наши души как бы соприкасаются, сливаются в единое целое - что создает "общую почву", благодаря которой мы обретаем способность понимать друг друга.
Философия бессмертия Ч3
|
Статья / Философия / Мировоззрение / Философия бессмертия Ч3
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|