all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Этика – наука о духе, или свод правил по этикету? (Часть 2)

Этика – наука о духе, или свод правил по этикету? (Часть 2)


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:10
Этика – наука о духе, или свод правил по этикету? (Часть 2)


(Нет голосов)
241 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Этика – наука о духе, или свод правил по этикету? (Часть 2)



Юрий Черепахин


карма - это механизм
принуждения к этике».


В.Шадрин, из письма автору
Нравственность как уровень сознание человека


«Приземляя свое отношение к жизни, мы оставляем господствующие высоты для обозрения причинно-следственных связей, не находя ответы на самые простые вопросы. Человек может не уметь оценивать внутренние мотивы своего поведения и действовать не по тому, что декларируется, произносится вслух, а исходя из подсознательных побуждений, но при этом он будет оставаться уверенным, что его убеждения, мотивы, поступки составляют одно целое». В.Шадрин «Доказательство Теоремы Ферма»


Проблема нравственности есть проблема выживания человечества. Это становится очевидным уже для многих. Но проблема «освоения внутренней природы» оказалось куда сложнее проблемы «освоения внешней природы». Ученые – философы и гуманитарии, специализирующиеся в области этики, оказались не готовы к вызову времени и практически не подготовили почву для перехода общества с пути развития интеллекта на путь развития сознания. В первой части статьи мы выясняли причину такого положения вещей, пытаясь более глубоко раскрыть предмет этики. Мы показали: нравственный закон есть всеобщий закон Космоса, а потому этика должна занять базовую, парадигмальную позицию в главном пантеоне наук, наряду с естественными и формальными науками. Во второй части мы покажем, что нравственность – такое же необходимое свойство сознания человека для адекватного отражения мира, как и его интеллектуальные свойства; что Духовное Сердце ученого не менее важный инструмент в исследовательской работе, чем его рассудок.



Из Интернет-форума:

«Итак. Человек! Ставь себе цель, которую, на твой взгляд, «не стыдно» было бы приписать самой природе, добивайся её, и ты будешь образцом добродетели… Быть может эти рассуждения Канта и имели бы под собой реальную почву, если бы «видение» этого закона было предоставлено не только уму человека, но и его Сердцу. Ан нет. … Как бы Кант ни трактовал понятие нравственного поступка, как бы ни ухищрялся в определениях, он у него представлен лишь как интеллектуальное решение, но не движение Сердца – его чувствование, его видение ситуации, его сострадание, его боль» Ю.Черепахин «Логика и Этика Единой Жизни» (в фрагменте делается анализ работы Канта «Основы метафизики и нравственности»)

Реплика участника форума: «Менее всего философ Кант мог бы доверить определение истины «сердцу». Он и разум-то оговаривал целым рядом трудновыполнимых, лучше говоря, отложенных на неопределенное будущее условий («Пролегомены»)».




Аннотация к книге М.Хаузера «Мораль и разум»:



«Сотни лет ученые утверждали: когда человек решает, что – хорошо, а что – плохо, он опирается на принятые в обществе, где он живет, понятия о добре и зле. Известный американский ученый Марк Хаузер ставит эту точку зрения под сомнение. Он утверждает, что люди обладают врожденным «моральным инстинктом», благодаря которому они, независимо от уровня образования, вероисповедания, пола, особенностей национального характера, могут сразу, быстро, не задумываясь определить, хорошо это с точки зрения морали или плохо. При этом зачастую человеку трудно объяснить, почему он так думает. Откуда мы узнаем о моральных нормах? Нам рассказывают о них педагоги, родители? Или человеческая психика обеспечивает подсознательные суждения относительно моральных проблем?..»



Нравственное сознание


Сообщим очевидный, и тем не менее очень важный факт: нравственный человек и эгоистичный человек смотрят на мир по-разному. Картина мира у них будет существенно отличаться. Но, оказывается, очевидность данного утверждения не является гарантией принятия его обществом, в т.ч. и наукой. Покажем это.


Никто не будет спорить: человек есть инструмент, от настройки которого зависит его способность видеть те или иные явления в жизни. И если для адекватного отражения физических явлений ему достаточно наличие здоровых физических органов чувств и развитого интеллекта, то для отражения явлений в психо-духовной сфере ему требуется еще и чистое Сердце.


Человек-эгоист не видит в «технологической цепочке» жизни многих важных «технологических линий». Если его Сердце черство, он просто не сможет увидеть (почувствовать) чужого горя, т.е. – изменение состояния психики другого человека для него останется незамеченным. А значит – его вниманию будут недоступны многие причинно-следственные цепочки Единой Жизни. Иисус о таких говорил: слепцы.

Этика – наука о духе, или свод правил по этикету? (Часть 2)
 Статья / Философия / Мировоззрение / Этика – наука о духе, или свод правил по этикету? (Часть 2)
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:10

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...