all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Человек и рынок

Человек и рынок


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:09
Человек и рынок


(Нет голосов)
523 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Человек и рынок



Человек и рынок. Проблемы духовного развития



Более того, для общественных коллизий плодородной почвой оказались пусть лишь внешне казавшиеся социальными оазисами, но все же относительно благополучные пространства. Локальные же горячие точки — очевидное свидетельство глобальной неразрешенности глобальных социальных проблем. Голод и эпидемии, экокризис и этнические конфликты, безработица и миграции, национальная вражда и отчуждение — вот явления, ставшие характерными для вставших на так называемый демократический путь развития государств постсоветского пространства. Разумеется, не могут не возникать вопросы: почему за крушением тоталитарной системы должно было последовать крайнее обострение противоречий, носивших разрушительный характер? Может, благим намерениям построения демократического, цивилизованного, гуманного общества противостоят те реальные ориентиры, которые легли в основу и социальной политики этих государств? Но ведь демократический, цивилизованный путь развития предполагает один действительный ориентир — это человек!

Сегодня разговоры о том, что лишь в условиях рыночной экономики создается арена для проявления его особых способностей, его уникальности и неповторимости, что в отличие от тоталитарного режима, когда все измерялось одним мерилом, современная рыночная система дает толчок для проявления и развития индивидуализма, приносят дивиденды политикам и обществоведам. «Достойно» подыгрывают им и средства массовой информации. Все вместе создают идеологию, убеждающую рядового человека, что он благодаря рыночной системе, общественным отношениям, порожденным и этой системой, демократическому государству, представляющему собой соответствующую рыночным отношениям надстройку, впервые стал действительной целью и высшей ценностью.

Частью этой идеологии представляется и то, что часто факты, говорящие, скорее, о потере человека, выдаются за явления, подтверждающие утверждения о прямой зависимости между степенью развития рыночных отношений и степенью свободы и индивидуальности человека. Так, вспоминается сюжет, переданный в одной из информационных программ: на вопрос корреспондента — на кого надеетесь в жизни? — большинство опрошенных, к сожалению, отвечало: на себя, на кого ж еще надеяться? Именно к сожалению, ибо что может быть печальнее, чем потеря веры в родных и близких, в друзей и коллег, вообще в себе подобных.

Трагично сознавать, что казавшаяся столь естественной и человечной тривиальная истина, просто и предельно точно выраженная в словах Л. Толстого: «в жизни есть только одно несомненное счастье — жить для другого», сегодня оказалась оторванной от реальности. Еще трагичнее, что по оценке представителя официальных средств массовой информации результаты опроса являются весьма обнадеживающими. Оказывается тот факт, что человеку не на кого надеяться, что он верит лишь в самого себя, в свои собственные силы, свидетельствует о его освобождении от комплекса «винтика» и иждивенца.

То, что человек одинок в своих надеждах, следует рассматривать как стимул к развитию его индивидуальности и неповторимости, которые так безжалостно подавлялись в дорыночный период развития постсоветских государств. В заслугу именно рыночным отношениям ставят апологеты насчитывающей в нашей действительности уже десятилетие общественной системы якобы особо выраженную индивидуальность людей так называемого Запада. Ведь именно на Западе в течение 2–3 столетий эти отношения продолжают развиваться и на современном этапе дошли до такой черты, дальше которой развитие предполагает их самоотрицание [1].

Но что понимается под индивидуальностью? Не потеря ли человека как существа родового, испытывающего острую потребность в солидарности с представителями своего рода, а поэтому не переносящего одиночества? Не «обесчещивание» ли тех непреходящих ценностей, которые всегда принимались за критерий человечности? Не извращение ли испытанных временем прекрасных традиций? Не освобождение ли чуть ли ни от всех нравственных табу? и т.д. и т.п. А не имеем ли мы дело со смешением понятия индивидуализма, скажем, с понятием эгоизма, когда стремление замкнуться в собственном «Я», заинтересованность лишь самим собой, самоактуализация и т.д. рассматриваются как явления весьма положительные?
[/1]
Человек и рынок
 Статья / Философия / Мировоззрение / Человек и рынок
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:09

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...