Статья / Философия / Мировоззрение / Человек и машина. Значение машины для человека
Человек и машина. Значение машины для человека
Человек и машина. Значение машины для человека
Мировоззрение. Человек и машина. Значение машины для человека Что же значит машина для человека?
Не желая связывать оценку ее значимости [контексту альностью изложения], назовем, прежде всего, возможность ставить себе цель все более отдаленную [высокую, — immer hoher], все более и более завышать уровень, горизонт своей производительности, все изящнее дифференцировать ее и все увереннее достигать ее успешного завершения. Так вырастает на основе машинной функции пространная, многогран ная область технической культуры.
Средства этой культуры дают возможность овладевать все более утонченными и все более могущественными задачами познания и деятельности и тем самым приближаться к тому, что можно было бы назвать существенным смыслом истории: преобразованному и тем самым покоренному миру.
Другое — это поступательное увеличение человеческой власти. Эта власть является непосредственно ощущаемой, чувствуемой, воспринимаемой цельностью. Вещь природы лишь есть, человек же познает ее. Вещь лишь существует; у человека она имеется. Естественная энергия подводит под основы наличных закономерностей соответствующее действование; человек определяет их [законы, действование]. По мере того, как человек осуществляет власть, он реализует свою человечность. Во всяком удавшемся деле резонирует
чувство твердой воли или волево-устойчивого [каменного] [Stark-Steins], возможного [Kцnnen] и решенного [Verfьgung].
Эта власть одновременно означает освобождение, избавление. Не осознающий человек — тот, кто не постигает природы, — оказывается пойманным зловещей тревожностью 3. Безвластный — тот, кто не распоряжается ею, — подвержен нападкам ее энергий. Знаком этой бытийной слабости — [Schwдchersein] является страх; он становится тем больше, чем далее мы возвращаемся в историю. По мере того, как знание и техника продвигаются вперед, он усиливается. Человек становится свободным, он становится господином.
Дальнейшее только добавляет [к уже имеющемуся]. Животное открывается, распускается, растворяется в той взаимосвязи, которая сплошь определена через его организацию, в его окружении; человек, напротив. фундаментальным образом относится к миру как к целому. Безусловно, эта универсальность ограничена теперь данными историческими условиями — точно так же, как частный человек видит и способен настолько, насколько определено ему его образованием и социальным положением. Но эти границы являются, все же, релятивными и могут основательным образом откладывать ся: благодаря самому #769; частному человеку по мере его стремления и учения; благодаря его последователям по мере того, как они улучшают свое положение; благодаря более поздним эпохам, по мере того, как они исторически продвигаются вперед. Отношение человека ориентировано на нечто бо #769;льшее; его целью является овладение целым, охватывание мира4. Да, точный анализ открывает я_мир отношение уже в ограничен ной области предметных отношений [Gegenstandbeziehung]. По мере того, как это [отношение] исполняется существенно, — человек силой своей духовной определенности, напротив, выступает из непосредственных природных отношений и переходит в противоположное сущее.
Именно в нем схватывает [erfabt] он предмет в целом и в частностях целое: мир.
Через машину это отношение к миру претерпевает внешнеявленное осуществление. Сегодня мы претерпеваем тот час истории, в который это событие проявляется, исполняется с особенно впечатляющей силой [выразительности]: человек ослабляет свою привязанность к земле и реализует через машину отношение к мировому пространству, которое не было бы доступно ему, опирайся он только на собственные силы.
В дальнейшем ходе истории все в большей мере расширяются социологические структуры, обживаемые человеком. Род вырос в племя, народ, народные группы и союзы и т.д.
Прошедшее столетие характеризуется тем, что политические представления и импульсы строятся на жизни наций. На наш взгляд, благодаря тому, что политическое поле земли замыкается и взаимная зависимость всех наций становится темой осознания, вырисовывается новый уровень исторического существования, поддерживаемый общностью человеческого [существования]. Представление о государстве человечества было бы утопичным, если бы не идея о двух враждующих группах людей и разыгрывающейся между ними борьбе, в том ее виде как это определяет современная политика; ибо это проясняет, вероятно, тот факт, что первое [т.е. представление о государстве] может стать действитель ностью. [/erfabt][/gegenstandbeziehung][/schw][/verf][/k][/stark] Человек и машина. Значение машины для человека
|
Статья / Философия / Мировоззрение / Человек и машина. Значение машины для человека
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|