all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Бог во мне


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:08
Бог во мне


(Нет голосов)
481 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Бог во мне



Бог во мне


Отсюда следует, что я могу достоверно знать что Бог существует лишь в том случае, если некоторая “составляющая” моей души - и есть сам Бог или, иными словами, есть не что иное, как Абсолют.
Есть ли что-либо в моей душе, что я мог бы назвать Абсолютом? Если “да”, то что именно в моей душе является непосредственно “божественным”?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо хотя бы в общих чертах рассмотреть состав душевной жизни и выяснить основные онтологические свойства различных составляющих души. (Поскольку мы уже подробно рассматривали строение и свойства души в других работах, мы коснемся этого вопроса здесь в самых общих чертах, лишь в той мере, в какой это необходимо для ответа на вопрос: где, в какой именно “части” души, мы можем непосредственно обнаружить присутствие Бога).
Мы исходим из традиционного, восходящего еще к Платону и Аристотелю и, по существу, принятого и современной философией и психологией, членения души на три основные (онтологически разнородные) составляющие (сферы): “чувственность”, аффективно-волевую сферу и то, что можно назвать “чистым интеллектом” или “сферой чистых смыслов”.
Чувственные феномены - это ощущения, чувственные образы и представления. Основные свойства чувственных феноменов - это их качественная определенность (имеются в виду так называемые “чувственные качества” - такие как цвет, запах, вкус и т.п.), а также более-менее точная локализация в (субъективном) пространстве и времени. Специфика представлений (образов воспоминаний, фантазий) - как феноменов, отличных от сенсорных образов, видится в том, что здесь, во-первых, сами переживаемые чувственные качества ослаблены (а по мнению некоторых авторов, например Райла, качества в представлениях вовсе отсутствуют), во-вторых, они могут быть лишены некой части чувственных качеств (при сохранении других качеств) - например, мы можем представить цвет без формы, форму - без цвета и т.п., в-третьих, специфическая особенность представлений - их смутность, неопределенность, а также, отчасти, символический характер (т.е. они “означают” нечто отличное от того, чем они непосредственно являются - так смутное само по себе воспоминание, как правило, “обозначает” для нас некий вполне отчетливо переживаемый в нашем прошлом предмет).
Говоря о “временной локализации” чувственных феноменов, мы имеем в виду тот факт, что чувственная жизнь нашей души предстает перед нами как непрерывный “поток” сменяющих друг друга чувственных “состояний сознания”. Таким образом, чувственная сфера - это текучая, постоянно изменяющаяся составляющая нашей души.
Описанные свойства чувственных феноменов очевидным образом исключают возможность “локализации” Абсолюта в чувственной сфере. Бог - как абсолютная полнота (всеполнота) бытия - не может быть чем-то изменчивым, подвижным, то одним, то другим. В Боге изначально содержится “все” - все, что только может воспринять, почувствовать, помыслить или пережить каким-либо иным образом любой субъект. Кроме того, Бог, очевидно, обладает внечувственной природой - “никто не видел Бога”, он не обладает какими-либо чувственными качествами. Наконец, мы постулировали ранее потенциальную природу Абсолюта. Чувственность же - это и есть “актуальное бытие” - то, что имеет место, происходит, случается, обладает качествами, т.е. отвечает на вопросы: что? где? и когда?
Бог не имеет пространственной локализации и пребывает вне течения времени - он пребывает “в Вечности”. Начиная с Платона, Вечность стали понимать не как бесконечную временную протяженность, а как “сверхвременность” - особую, “времяобъемлющую” форму бытия. Для того чтобы понять, что такое платоновская Вечность, нужно заметить, что наша идея времени фактически слагается из двух идей: идеи временной протяженности (“временная ось”) и идеи движения относительно этой протяженности (“поток времени”, “становление”). В идее “Вечности” мы сохраняем идею “протяженности”, но отбрасываем идею “движения” относительно этой протяженности. Таким образом, “Вечность” - это как бы “застывшее” время (неподвижный прообраз времени - по Платону), время, лишенное разделения на настоящее, прошлое и будущее. Вернее сказать - это вечное, охватывающее всю “временную ось” настоящее. Это такая протяженность, в которой на равных правах сосуществуют и настоящее, и прошлое, и будущее.

Бог во мне
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:08

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...