all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Бесстрашие социально-философских воззрений Ф.Ницше

Бесстрашие социально-философских воззрений Ф.Ницше


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:08
Бесстрашие социально-философских воззрений Ф.Ницше


(Нет голосов)
193 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Бесстрашие социально-философских воззрений Ф.Ницше



Одни стоят дорого, другие – дешево.
А чем платят за мысли? Полагаю, мужеством.

Л. Витгенштейн
1.1. Философский "Образ Жизни". Мифология философии

Марку Аврелию, римскому императору-стоику, принадлежат слова: «… человек никакой другой жизни не теряет, кроме той, которой жив; и не живет он лишь той, которую теряет». Прошлого уже не существует, будущего еще нет, а настоящее, в сущности, ничто. Такой ход мысли заставляет задуматься. Почему, если все три – прошлое, будущее и настоящее – одинаково несущественны для человеческой жизни и смерти, Марк Аврелий все же как-то выделяет настоящее? В каком смысле настоящее более реально, чем прошлое и будущее? Почему бы не наоборот? Ясно, что мысль о времени – о настоящем, прошлом и будущем как его модусах – не является ответом, что человек со смертью ничего не теряет, никоим образом не "доказывает" это. Марк Аврелий с самого начала чувствует себя в определенном этическом ("этос" – прирожденное) отношении к миру, и приведенные мысли, – всего только напоминание об этом особом человеческом переживании.

Снова Марк Аврелий, и снова о смерти: достаточно представить как твое мертвое тело, разлагаясь в земле, дает жизнь траве, становясь перегноем, и то, что когда-то было твоим телом, продолжает жить в жизни жабы или червя, и страх смерти успокаивается. В то же время ясно, что такая деятельность воображения (представления) – не аргументация. А если представить, что человек со смертью не превращался бы в труп, а просто растворялся в воздухе?

«Esse est percipi», – это изречение еп. Беркли также не являет собой какого-то логического следования, это также не определение или объяснение, скорее тавтология. Только лишь произнося "быть", мы уже знаем, что это значит. «Быть – это быть воспринимаемым» никоим образом не включает значение просто "быть", но предложение в целом имеет свой смысл, намек на определенное этическое отношение к миру.

"Образ Жизни" философа – вот что нас здесь интересует. То, как он ходит по земле (с каким осознанием этого дела), как он разговаривает (как слышит свой голос), принимает пищу, одевается – как он вообще чувствует? Ведь все его чувственные впечатления должны быть связаны с его философией, с деятельностью его сознания и бессознательной рефлексией. Вся философия, так или иначе, материальна, и в философствовании материя вполне духовна. "Сложившееся мировоззрение" нефилософа есть нечто совершенно чуждое философии, даже если это мировоззрение основано на неких "результатах" мудрствования философов. Именно философское отношение к миру делает впервые доступным и чувственно-данное, тогда как обыденный, или "здравый" смысл занят случайными массами мыслей, скрадывающими любую данность и достоверность в тумане безразличия и "традиционных общих мест" (Л. Шестов). "Мировоззрение" тесно связанное с политическим понятием идеологии, основано, конечно, не на том, что называется "удивлением перед миром", и не на "духе народа", культуре, культе закона предков, не на религии и мифологии. Это не то этическое отношение, которое мы обнаружили у философа Марка Аврелия, а отчужденная и двусмысленная памятка.

А философ? Что такое в действительности "философский понятийный аппарат"? "Наивный материалист" Кондильяк, придумавший "обоняющую статую", – как он ощущал в каждый момент своей жизни? Что за фантастический образ в названии труда Ламетри – «Человек-машина»! Когда Кант выходил из дверей своего дома в Кенигсберге на ежедневную прогулку (по каковому факту его соседи-горожане сверяли часы), когда, чтобы скорее заснуть, он повторял в своей постели имя «Цицерон», – разве он тем самым не философствовал… «Звездное небо надо мной, как и моральный закон во мне», – странное "алхимическое "сравнение… А чем Маркс не мистик? Разве это, по сути, не мистическое понятие "действительные индивиды". А как звучит: «Тайна первоначального накопления капитала» … Целая вселенная проживает мимолетную жизнь бабочки в каждом "маргинальном" следе, в каждом чувственном восприятии… (в английском "чувство" и "смысл" выражены одним словом "sense") [Здесь уместно сослаться на «Диалектику мифа» А.Ф. Лосева].

1.2. Сознание и время. Чувственное-телесное и эстетика воображения.

Общий план субъективного идеализма в философской установке

Бесстрашие социально-философских воззрений Ф.Ницше
 Статья / Философия / Мировоззрение / Бесстрашие социально-философских воззрений Ф.Ницше
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:08

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...