all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Каббала / Каббала о проблеме единственности

Каббала о проблеме единственности


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:24
Каббала о проблеме единственности


(Нет голосов)
174 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Каббала о проблеме единственности



В каждой науке существуют исходные положения, на которых базируются ее начала. Они дают наиболее общие характеристики той сфере действительности, которая является предметом изучения данной науки. Такие же исходные положения существуют и в науке вообще как в специфической сфере деятельности, направленной на познание мира. Существование этих положений необходимо как для ученых-исследователей, так и для постигающих азы.
В каббале как в науке, одной из таких отправных точек является положение о том, что в нашем мире не существует единственности. «Отдельный объект», «предмет как он есть» - подобные понятия определены ученым-каббалистом Бааль аСуламом, как «абстрактная форма», то есть форма существования, которая никогда не воплощается в каком-либо материале. При необходимости абстрактными формами можно оперировать, однако применение выводов на практике может привести к крайне нежелательным, иногда опасным последствиям .
Любая попытка представить себе отдельно существующий, лишенный связей с чем-либо объект тут же создает множество – представляющего и представляемое.
Любая вещь в действительности существует лишь постольку, поскольку получает знаки существования.
Для того, чтобы понять вышесказанное, разберем его на основе утверждения каббалиста Баруха Шалома Ашлага из его книги «Шамати». Приводится следующее положение: «Существуют лишь три вещи – постигающий, постигаемое и общее между ними».
Это и есть формула существования в наиболее схематическом виде. Во-первых, указан вид связи между двумя, который назван в данной формулировке «общее между ними». Во-вторых, что очень характерно для функционального подхода каббалы, «участники» акта связи названы по именам ролей, которые каждый из них «играет» в нем.
То есть «просто существования», согласно каббале, нет, существование – это обязательно некий акт. И участие в «акте существования» неминуемо функционально: объект в нем или постигающий или постигаемое.
Создается ситуация, в которой требованиям единственной рассматриваемой категории, существование, отвечают два объекта с диаметрально противоположными функциями. Поэтому нам придется обострить ситуацию, задавшись вопросом: в какой мере каждый из носителей этих функций, - постигающий и постигаемое, - отвечает критерию существования.
Практически, вопрос стоит о самих функциях: обладание какой из них в акте взаимосвязи, создающем «общее между ними», и каким образом, определяет существование объекта.
Назовем функцию постигаемого влияние, функцию же постигающего – восприятие, или же получение влияния.
В качестве предварительного вывода можно сказать, что в случае, когда влияние есть единственная характеристика объекта, его существование является фактом лишь для того, кто воспринимает его влияние, для него же самого оно не подтверждено ничем. Во всяком случае, мы лишены оснований утверждать обратное. Ведь если даже представить отдельный объект, воспринимающий лишь свое существование, существующий «для себя», нам придется согласиться, что это говорит о наличии в нем некоей функционально автономной воспринимающей компоненты. Другими словами, факт существования объекта обусловлен получением им знаков существования. Поэтому то, что по определению лишено восприятия, не может быть названо существующим.
Один из выводов состоит в том, что в нашем мире существование как феномен является проявлением получения, или по меньшей мере, восприятия влияния.
Следует ли из этого, что критерию существование отвечает постигающий? В какой мере?
Чтобы проанализировать ситуацию, нарисуем две окружности, которые частично накладываются друг на друга. Один из кругов обозначим надписью «постигающий», второй – «постигаемый», площадь наложения – «общее между ними».
Предстает следующая картина. Согласно выведенному нами принципу, что лишь то, что воспринимает влияние, может быть названо существующим, мы видим, что даже в обладателе функции получения таковым, то есть воспринимающим влияние, является лишь часть, которую мы обозначили как «общее между ними». Все остальное в нем, несмотря на то, что принадлежит объекту «постигающий», в данном случае не реализует функцию получения, поэтому не получает подтверждения существования.
Вывод напрашивается сам собой: то, о чем можно сказать, как о существующем, является лишь область контакта между носителями функций влияния и получения.
Какими же характеристиками обладает эта область?
Прежде всего, само ее определение, «общее между ними», приводит нас к выводу, что свойства ее являются формой соединения, сочетания свойств двух других, и лишь эти формы, сочетания и соединения, делают ее самостоятельной и определяют ее собственные свойства.

Каббала о проблеме единственности
 Статья / Религия / Каббала / Каббала о проблеме единственности
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:24

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...