all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Ислам / Сознательность и бессознательность

Сознательность и бессознательность


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:22
Сознательность и бессознательность


(Нет голосов)
519 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Сознательность и бессознательность



Ислам. Суфизм. Сознательность и бессознательность



Это, конечно же, весьма условное деление, ибо кроме них существует еще много промежуточных состояний. Если попытаться дать определение, то сознательным уровнем существования можно назвать тот, пребывая в котором человек учится, запоминает что-либо, совершает осознанные и целенаправленные действия.

В отличие от сна, когда отсутствие сознательных целей и намерений является нормальным, бессознательное состояние во время бодрствования лежит в корне многих проблем, особенно в наши дни.

Бессознательный разум или бессознательное существо мы рассматриваем здесь, как отличные от внутренней сущности, находящейся на ином уровне. Мы говорим, что человек может находиться на бессознательном или сознательном уровне, или на уровне внутренней сущности.

Бессознательное (или подсознательное, как его иногда называют) приобретает ориентиры и установки без какого-либо критического отбора или анализа. Именно бессознательному (или подсознательному) разуму свойственна обусловленность – состояние, когда человек воспринимает установки без осознания того, что они фиксируются памятью, кодируют ее. Напротив, если подвергнуть кодированию человека в сознательном состоянии, внушая определенные модели поведения, то он сможет их проанализировать и отвергнуть. Но нельзя гарантировать, что при этом он полностью избежит воздействия кодирования. Часто после мысленного анализа в подсознании остается след – «впечатанная реакция», которая накладывается на поведение. То есть, часть установки при определенных обстоятельствах обязательно даст о себе знать. Итак, подсознание (или бессознательное) оказывает глубинное воздействие на стереотипы поведения человека и во многом определяет его реакции.

Будучи обусловленной, впечатанная реакция начинает восприниматься как неотъемлемая часть личности. Впечатанной установке часто позволяют проявляться в виде инстинктивной реакции, совершенно этого не осознавая. Установка влияет на мысли и действия, играет роль поведенческой нормы также и потому, что актуализируется в любом случае, являясь единственным выбором – как стандартный набор карт у вас на руках, которыми играют не задумываясь. Установки могут относиться к политике, интимной жизни, национальности и т.д. К 20-25 годам у нас за плечами накапливается опыт – набор установок самого разного рода. Если реагировать на происходящее инстинктивно, из подсознания, то возникают проблемы и неприятности, ведь подобная реакция часто бывает неадекватной в текущей ситуации. Человек чувствует, что виной всему его обусловленность, но обычно оставляет это без должного внимания: «так это же я»; «такая у меня установка»; «я вырос в этой среде». Но эти доводы не могут служить оправданием. В суфийской Традиции есть набор правил, которые объясняют, как заниматься самопознанием.

Зачем это нужно? Одна из целей - замена ориентиров, приобретенных в результате обусловленности, новыми, более позитивными, которые человек сам усвоит и примет, в отличие от установок, навязанных извне за годы программирования. Если же, уже находясь в рамках Традиции, человек игнорирует ориентиры, определенные правилами, реагирует на происходящие события старым привычным способом, то причинами этого являются лень и отсутствие самодисциплины.

Ни одно правило не гарантирует, что его соблюдение сделает из вас совершенного человека. Однако задаваемые Традицией ориентиры и руководство ими способны со временем уберечь вас от повторения ошибок, совершаемых из-за обусловленности или привычек. Научиться познавать и понимать себя - только первый шаг. Правда, это серьезный шаг, и на него придется потратить немало времени. Второй шаг, если человек уже сумел до определенной степени познать себя – научиться следовать правилам.

Помните: правила не подразумевают автоматизма. Конечно же, они всегда должны быть наготове где-то в тайниках сознания, чтобы служить руководством к действию. Но сначала каждое правило должно стать частью вашего образа мышления. Это не гарантирует от ошибок, причина которых в лени и недисциплинированности ума. Например, если человек заявляет: «В такой-то ситуации я должен следовать правилу номер пять», – это будет искажением сути данного учения, проявлением недисциплинированности ума. Или: «Я только попробую и посмотрю, что из этого выйдет» - нет, так тоже не пойдёт. Нужно доводить дело до конца: если вы уже имеете определенное представление о собственной обусловленности и ложности ваших установок, то постоянно обращайтесь к правилам и к полученным о самом себе знаниям.

Сознательность и бессознательность
 Статья / Религия / Ислам / Сознательность и бессознательность
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:22

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...