all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Ислам / Дух Святой в суфизме

Дух Святой в суфизме


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:21
Дух Святой в суфизме


(Нет голосов)
272 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Дух Святой в суфизме



Дух Святой в суфизме


Существует мнение, что суфии, будучи первыми учениками Христа, перебрались впоследствии в Азию, спасаясь от гонений укрепившейся Христианской Церкви. С возникновением ислама, суфии внешне восприняли его идейную сторону, внутренне оставаясь адептами сакрального восхождения. Сам термин "суфий ", происходит от санскритского корня "саф " - чистый. Существуют и другие этимологии этого слова, но как нам представляется, приведённая выше этимология духовно оправдана.

Как и первые христиане, суфии воспринимали Святой Дух непосредственно и соответственно обозначали Его как "Дыхание Бога ", "Дыхание Аллаха ", "Дыхание Мессии " и т.д. При этом, суфии олицетворяли Бога в образе Возлюбленной, подчёркивая Женскую Ипостась Святого Духа, и символически сравнивая духовное томление с любовной страстью:

Мир - Дыхание.
Любовная страсть влюблённых,
Сама Возлюбленная -
Просто Дыхание.
/рубаи Ираки/.

Поговори с усладой сердца моего -
С Той, что подобна утреннему ветерку.
Наша любовь вспыхнула, как утренняя заря -
На одном вздохе.
/Саади/

Теперь рассмотрим Дыхание в разных его аспектах.

НАФАС
В арабском языке, для обозначения Дыхания используется термин "нафас ". Он образован от арабского корня "н-ф-с " (утешать, утолять, облегчать, распространяться). Это Тот Самый Дух Утешитель, о Котором говорил Христос!

"Как специальный суфийский термин Дыхание - это дарование утешения сердцу посредством тонких частиц из сферы Незримого (лата "иф гхойюб), - поясняет Кошайри. - Характер того, кто "обладает " дыханием, доброжелательнее и покладистее, чем у того, кто является "обладателем " мистических состояний. Суфии полагают, что "обладатель Дыхания " (сахиб-э нафас) - это продвинутый адепт, "обладатель времени " (сахиб - э вакт) - начинающий, а "обладатель состояний " (сахиб-э хал) занимает промежуточное положение между ними. Люди сердца имеют дело с метафизическим временем, посвящённые в тайны духа - с мистическими состояниями, Дыхание же - это занятие адептов глубинного "я " (ахл-и сара "ир) "

"Дыхание Мессии " - это метафора того животворного воздействия Дыхания Мастера, которое Оно способно оказать на души, умирающие и порабощённые своими страстями.
Например, у Хафиза находим:

Приободрись, моё сердце,
Я чувствую Его в воздухе -
Чью-то вдохновенность на пути,
Благословенное Дыхание,
Вдохновенность Мессии.

"Дыхание Божественной Милости " (нафас-и рахман). Этот термин в суфизме наделяется особой значимостью. Абдор-Раззак Кашани пишет: "Дыхание Божественной милости или милосердия (нафас-и рахмани) есть сродственное бытиё (воджуд-и идхафи), единосущное, но множественное по проявлению в архетипных формах (совар-и ма "ани), то есть в неизменных архетипах (а "йан) и их конкретных аспектах (ахкам) на плане Божественного единства (вахидият).

Всё Бытиё явилось в виде выдоха,
выказав себя как распростирание истинного рассвета,
распахивающего врата
этого вселенского пристанища.
/Ресалаха-йе Шах Ни "мато "ллах Вали IV, с.80/

В "Наставительном трактате " (Рисала-йе хедайат) Шаха Ниматуллы о Дыхании Божественной Милости сказано так: "Дыхание Божественной милости - это экзистенциональное самопроявление (таджалли-йе воджуди), видимое на уровне Божественности, поскольку оно вбирает в себя все конкретные аспекты Божественных Имён, которые являются всеобщими архетипами (сурат-и коллийя) уровня Божественности.
Первый зримый эффект Дыхания Божественной Милости появляется по милости Всеобъемлющего Имени "Аллах ". Последующие эффекты определяются универсальными именами, такими как Аль-Рахман (Милостивый), затем подчинёнными именами (асма "-и таллийя), которые порождают архетипические сущности (а "йан) индивидуальных существ ". /Ресалаха-йе Шах Ни "мато "ллах Вали II, с.190/

В "Зеркале влюблённых " (Мир "ат-и "ошак), недатированном справочнике неизвестного автора по суфийской мистической терминологии, об этом термине говорится следующее: "Это непрестанное излияние, или истечение (фаидх), Бытия на сотворённые сущности. Такое излияние едино и целостно - если смотреть на Него из Его истока в Божественном Единстве, откуда Оно напоминает то самое распространение дыхания, которое при вдохе и выдохе человека служит для облегчения "животного духа " (рух-и хаивани). И Оно же множественно, если расматривается в его связи с относительными существами (воджудат-и идхафи), отчего Оно и сближается с множественностью человеческих дыханий, облечённых в звуки, или "буквы " (хоруф) ". /Тасаввуф ва адабийят-и тасаввуф (включая Мер "ат-э "ошак), с.233/

Дух Святой в суфизме
 Статья / Религия / Ислам / Дух Святой в суфизме
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:21

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...