all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Ислам / Аршаизм

Аршаизм


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:21
Аршаизм


(Нет голосов)
83 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Аршаизм



Ашаризм в ортодоксальном мировоззрении



Абу аль-Хасан аль-Ашари жил и творил в Басре, на юге Ирака, который в то время был одним из центров общественно-философской мысли мусульманского мира. Здесь развивались многие направления философских школ, проводились бурные полемики между их представителями. Среди всех направлений мусульманской мысли особенно выделялись представители известной философско-рационалистической школы мутазилитов, представителем которой долгие годы был Аль-Ашари.

Позднее Абу аль-Хасан аль-Ашари пересмотрел свои убеждения, отошел от мутазилизма и начал закладывать философско-мировоззренческие основы ортодоксального Ислама, который в то время нуждался в философском осмыслении и рациональных подходах к различным идеологическим проблемам. Эта нужда была вызвана необходимостью адекватного ответа на рационалистическую критику многих положений Корана и Сунны со стороны критиков. Без серьезного философского осмысления и систематизации мировоззренческих положений религии противостоять многочисленным оппонентам представлялось практически невозможным делом. Традиционные методы толкователей Корана и знатоков хадисов не могли дать ответов на многие вопросы, которые затрагивали образованные представители различных философских школ.

Встав на ортодоксальные суннитские позиции Абу аль-Хасан аль-Ашари поставил свое блестящее знание философских методов им на службу и снискал себе известность во всем мусульманском мире. Благодаря разработанным им положениям оказалось возможным успешно противостоять практически всем оппонентам. Как и Абу Мансур аль-Матуриди он разработал мировоззренческую доктрину, в которой положения Божественного откровения и их рациональное восприятие не противоречили друг другу.

Как и в матрудизме для Ашари первостепенной задачей стала проблема отношения веры и доводов разума. Между этими двумя категориями было необходимо преодолеть все противоречия. А для преодоления противоречий, конечно же, необходимо было создать фундаментальную философско-мировоззренческую доктрину, основанную на положениях ортодоксальной религии . Ашари признавал доводы разума в осмыслении, как окружающего мира, так и Божественного Откровения. Однако, вместе с этим, Ашари считал необходимым безоговорочное принятие главных постулатов веры и лишь затем доказательность их на основе положений разума. То есть, для доказательства положений веры он принимал доводы разума, но само Откровение должно приниматься на веру. Таким образом, в системе ашаризма доводы разума оказываются подчиненными положениям веры. В этих рамках Ашари признавал философские методы исследования проблем и применял их в полемике с мутазилитами.

Философские воззрения Аль-Ашари по проблеме Божественных атрибутов были в основном схожими с матуридийскими. В отличие от матрудийской философии , у него все божественные атрибуты разделены на сыфат-и сальбиййа (т.е. атрибуты, присущие только Аллаху и не присущие сотворенному Им бытию), сыфат-и субутиййа (доказательные атрибуты) и сыфатуль-асма (атрибуты присущие личности Аллаха), которые совпадают с положениями доказательных атрибутов.
К сыфат-и сальбиййа относятся все положения личностных атрибутов Аллаха в матрудийской философии . Это
1) Вуджуд - необходимость существования Аллаха
2) Кыдам - предвечность.
3) Бакаа - вечность.
4) Вахданиййа - единственность.
5) Мухалифатуль-хавадис - неподражаемость.
6) Кыямун би-нафсихи - постоянство.
К сыфат-и субутиййа, также, как и в положениях матрудийской философии , относятся
1). Хаййат - жизнь.
2) Ильм - знания.
3) Сам" - слух.
4) Басар - зрение.
5) Ирада - воля.
6) Кудра - мощь.
7) Калам - слово.
Однако у ашаритов отсутствует положение о таквине - способности Бога к сотворению. Естественно, что они его признают, но специально не выделяют в качестве доказательного атрибута Бога.
К сыфатуль-асма же относятся следующие положения:
1) Хай (вечная жизнь);
2) Алим (всезнание);
3) Мурид (желание);
4) Кадир (неограниченная сила);
5) Сами (способность слышать абсолютно все);

Аршаизм
 Статья / Религия / Ислам / Аршаизм
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:21

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...