all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Индуизм / Ведическая философия

Ведическая философия


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:17
Ведическая философия


(Нет голосов)
470 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Ведическая философия



Индуизм. Ведическая философия



Основатель философии Вайшешика - мудрец Канада. Он написал первую систематическую работу по этой философии . Эта работа разделена на 10 песней, каждая песня содержит 2 части. Вайшешика родственна философии Ниайи. Обе системы принимают освобождение личности как конечную цель; обе рассматривают неведение как корневую причину всех болей и несчастий; и обе верят, что освобождение может быть достигнуто только через правильное понимание действительности. Есть, тем не менее, два характерных отличия между Ниайей и Вайшешикой:

1. Философия Ниайи принимает четыре независимых источника знания - восприятие, логический вывод, сравнение и письменное свидетельство, а Вайшешика принимает только два - восприятие и логический вывод.

2. Ниайа считает, что вся действительность состоит из шестнадцати категорий (падартх), а Вайшешика признает только семь категорий действительности. Падартхи таковы:

* дравья (субстанция),

* гуна (качество),

* карма (действие),

* саманья (общность),

* вишеша (исключительность),

* самавайа (то, что присуще), и

* абхава (небытие).

Термин падартха означает "объект, обозначаемый словом", и согласно философии Вайшешики все объекты, обозначаемые словами, в широком смысле могут разделяться на две основные категории - те, которые существуют и те, которые не существуют. Шесть из семи падартх - в первой категории, и только одна падартха, абхава (небытие), которая представляет все отрицательные факторы - во второй.

категория субстанции - девять дравий

Дравья, субстанция - это то, в чем могут существовать качество или деятельность. Например ткань, формируется комбинацией нитей определенных цветов. Нить - материал или основная причина ткани, поскольку ткань сделана из нитей.

Есть девять типов субстанции: земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, направление, душа и ум. Первые пять называются физическими элементами, потому что каждый из них обладает спецификой.

семь категорий (падиртх) действительности Вайшешики

1. Субстанция (девять дравий) - земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, направление, душа и ум.

2. Качество (24 качества) - цвет, вкус, запах, прикосновение, звук, число, величина, индивидуальность, союз, разделение, отдаленность, близость, знание, удовольствие, боль, желание, отвращение, усилие, тяжесть, текучесть, вязкость, тенденция, достоинство и недостатки.

3. Действие (карма)

4. Исключительность (саманья)

5. То, что присуще (самавайа)

6. Небытие (абхава)

7. Параману (атом)

Все чувства формируются элементами, чье различие качеств регистрируется специфическими сенсорными рецепторами. Например, запах, - конкретная собственность земли, и он воспринимается ноздрями. Вкус - конкретная собственность воды, и он воспринимается языком. Цвет - конкретная собственность огня и света, и он различается глазами. Прикосновение - конкретная собственность воздуха, которая испытывается кожей. И звук - конкретная собственность эфира, которая принимается ухом. Параману - минимальная частица земли, воды, огня и воздуха. В Вайшешике минимальная неделимая часть материи названа параману или атомом. Это не надо путать с современным научным термином атома, потому что атом, как указано в ядерной физике состоит из многих частей. Использованное Вайшешикой слово имеет другой смысл. Это просто относится к наиболее подробному неделимому состоянию материи. Атомы земли, воды, огня и воздуха вечны, поскольку атом неделим и не может быть создан или разрушен. Общие элементы земли, воды, огня и воздуха, тем не менее, не вечны, поскольку они производятся комбинациями атомов и, следовательно, могут распасться или быть изменены. Существование атома доказывается путем логического вывода, но не восприятием. Все составные объекты мира состоят из частей. Разделяя части составных объектов, переходим от большего к меньшему, и затем от меньшего к наименьшей части. Но когда объект достигает наименьшей части, которая не делится больше никаким путем, процесс деления останавливается. Эта неделимая часть в терминах Вайшешики называется атомом.

Если человек не принимает понятие неделимости, тогда он совершит ошибку бесконечной регрессии. Поскольку у атома нет частей, нельзя сказать, что он может быть создан, и он не может быть уничтожен, поскольку уничтожение означает разломать вещь на части. Атомы, поэтому никогда не могут быть ни созданы, ни разрушены, они вечны.

Ведическая философия
 Статья / Религия / Индуизм / Ведическая философия
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:17

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...