all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Индуизм / Шанкара и индийская философия

Шанкара и индийская философия


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:16
Шанкара и индийская философия


(Нет голосов)
239 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Шанкара и индийская философия



Шанкара и индийская философия. Избранное


1) Адвайта использует три способа усвоения писаний:
1. шравана ( слушание)
2. манана ( размышление)
3. нидидхьясана ( глубокая медитация)

2) Шанкара считает, что джива вечна – безначальна и неуничтожима. С другой стороны и дживы и окружающего мира ну существует, вообще нельзя говорить о творении как таковом, в абсолютном смысле, так как в конечном счете все есть Брахман.

1) Душа не реальна, не является отдельной независимой сущностью, т.к. душа есть Брахман, по этому поводу приводится пример: когда в эфире находится множество предметов которые ограничивают этот эфир, но тем не менее эфир не меняется.

2) Части эфира есть тот же эфир, а не абстрактная индивидуальность.

3) Когда ограничения предметами устраняется, ограниченные части сливаются с целым.

4) «Если для ведантиста Рамануджи, скажем, вечность души связана с ее несократимой реальностью отдельного атмана субстанции, то, с точки зрения адвайтиста, вечность дживы обусловлена ее тождеством с Брахманом» стр 115.

5) «Известно, что оба ведантиста придерживались концепции причинности, носящей название «саткарья-вады»; согласно ей, следствие всегда предсуществует в своей причине».

6) Брахман реально развертывается в мир, как глина превращается в горшки, а молоко – в творог.

7) «Бог Рамануджи развивается и вырастает из бесформенного единства в разнородность вещей и отдельных душ, заложенную в нем потенциально. Такая разновидность концепции саткарья-вада носит название «паринама – вада , или учение о модификации, эволюции. Кроме вишишта-адвайты Рамануджи она характерна, например, для санкхьи» стр. 116.

8) Шанкара придерживается другой концепции сат-карья-вады, получившей впоследствии название «виварта-вада».

9) Здесь Брахман это основа видимой, кажущейся вселенной, чьи многообразные свойства временно «накладываются» на него.

10) Душа у Шанкары сат ( реальная), вибху ( вездесущая), сарвагата (всепроникающая), хотя, конечно, эти характеристики не стоит толковать буквально, поскольку джива в адвайте вообще не может трактоваться по принципу субстанции.

11) Душа у Ш. трактуется не как отражение чистого сознания (бимба – пратибимба), а как само сознание.

12) Множественность душ относится лишь к уровню эмпирического мира, она связана с предшествующей эволюцией ( паринама), происходящей целиком в сфере авидьи и наделившей душу индивидуальностью - сжатой историей ее прошлых рождений.

13) До тех пора пока атман находится в системе тело-разум-чувства, невозможно полное единство Брахмана и атмана, а их отношения сходны с образом (пратибимба) и отражением, прообразом (бимба).

14) В комментарии к «Брахма-сутрам» прямо говорится: «А душа – лишь отражение высшего Атмана»(36) стр.116.

15) Эта концепция в позднейшей веданте ( в частности у Пракашатмана, Сарваджнятмана и Видьяраньи) получила название «бимба-пратибимба- вада» - учение об образе и прообразе.

16) Можно сказать, что если «бимба-пратибимба-вада» более подходит к состоянию подобия высшему Атману, достижимому при жизни, то концепция « аваччхеда-вада» Вачаспатимишры настаивает на полном растворении души в Брахмане, обретаемому после смерти, когда истощается инерция прошлой кармы.

17) «Само тождество дживы и высшего Брахмана Шанкара постулирует, исходя из их одинаковой сущности. Возражая вайшешикам считавшим сознание преходящей ( агантука), случайной характеристикой души, он присоединяется к утверждению санкхьи, что душа сознает по собственной своей природе.» стр.117.

18) Таким образом сознание (чайтанья, видья) рассматривается в адвайте как независимая, вечно существующая, самоочевидная реальность.

19) Она проявляет все остальное, освящая все как лампа, но сама не нуждается для своего проявления ни в какой иной сущности, понимается как самосветящаяся.

20) Одна из сутр Бадараяны примерно звучит так: «Значит,/душа- это/само/со/знание» (11.3.18).

21) Рамануджа также полагает, что знание есть неотъемлемая характеристика принадлежащая Атману (душам и Ишваре) в отличие от джада ( неодушевленных вещей).

22) Шанкара связывет сознание (знание) с внутренней сущностью души, как например у огня свет и тепло являются не в качестве существенных характеристик, но как собственная природа.

Шанкара и индийская философия
 Статья / Религия / Индуизм / Шанкара и индийская философия
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:16

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...