all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Индуизм / Философия Искусства

Философия Искусства


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:14
Философия Искусства


(Нет голосов)
451 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Философия Искусства



Философия Искусства и Вера Художника


То, о чем ниже пойдет речь, взято из дневника Маявати от 20 июня 1942 г. Художник Нандалал Боз вместо чтения лекции предпочел отвечать на вопросы. Для этого около четырех часов пополудни в Голкамре была организована встреча. Все, кто смог прийти на лекцию, были, безусловно, вознаграждены за это. Все вопросы и ответы были тщательно подобраны и записаны Бр. Сатьякришной (ныне уважаемый Свами Атмастанандаджи Махарадж) в виде статьи «Философия Искусства и Вера Художника».

Для художника, искусство – это выражение Ананды, радости в сочетании с блаженством. Существует несколько ступеней раскрытия искусства. Проявление художника постепенно становится всеобъемлющим, более живым и естественным, по мере постижения духа искусства проникая все глубже и глубже в его объект и все более сливаясь с ним. В конце концов, художник растворяется в своем искусстве и познает суть всех вещей. Но нередко эскизы и картины (хотя художник и желал бы максимальной точности) не передают индивидуальности предмета.
Это происходит потому, что художник не может слиться с предметом, не может отождествить себя с ним.

Искусство – точная наука. Это не просто игра воображения или приятное времяпрепровождение ради собственного удовольствия.
Искусство – это созидание. Для его формирования необходимы три составляющие – самобытность, природа и традиция. Искусство мертво без какой-либо из них.
Оно развивается должным образом только тогда, когда все они собраны в единое органичное целое. Это подсознательная математика искусства. Пропорции и гармония эскиза говорят о наличии этого качества в художнике. Хотя даже сама мысль об изучении всех этих математических углов вызовет у художника протест.

Очень часто общество и этика подвергают сомнению искусство: Может ли искусство существовать отдельно от нравственности? Искусство ради самого искусства?

В искусстве нет понятий хорошего и плохого, морального и аморального. Сухой лист, увядающая роза, умирающий человек, безжизненная пустыня - вызывают в художнике такое же восхищение, как и зеленый лист, распускающийся бутон розы, наивность юности, журчащий ручеек и наполненные смехом детворы просторы. Художник повсюду видит лишь Божественную Суть. У него особый взгляд на мир, творческое сердце и ум. Там, где простой человек видит обыкновенные или предосудительные вещи, художник пребывает в безмолвии, потерянный в непостижимой радости, во всем улавливая божественный ритм и красоту. Для него нет хорошего или плохого, нравственного или безнравственного. Все, что он видит, – это лишь великолепие и восторг. Художники находятся на таком уровне восприятия, куда не в состоянии проникнуть простая человеческая слабость. Чтобы пояснить взгляд художника на искусство, можно привести следующую аналогию. Бог создал наш мир полным добра и зла, радости и печали, света и тьмы и, несмотря на все противоположности и конфликты, заложенные в Его творении, все же наслаждается своей Лилой, или Божественной Игрой, и одновременно беспристрастен ко всему. Подобно этому, истинный художник создает огромное количество различных образов, которые по-разному воспринимаются разными людьми, но для самого художника являются источником невыразимой радости. Художник - наблюдатель своего творения, он наслаждается, но не связывает им себя. Искусство не нарушает этику человека, равно как и истинный художник не разрушает изначальную чистоту человека. Искусство открывает новые грани видения людям. Оно возвышает человеческий ум, более того, оно побуждает человека к развитию и зажигает в нем божественный свет. Искусство, которое не наполняет человека духовностью, не делает его благородным и возвышенным, не одухотворяет его - не искусство в истинном понимании этого слова. Оно не более чем развлечение.

Истинный художник верит, что Бог, Существование – Знание – Блаженство, постижим так же и посредством искусства. Как только эта вера начинает превалировать, никакой истинный художник не может более ограничивать себя простой передачей оттенков. Для безупречного художника образ Будды и былинка травы имеют одинаковую ценность. Они не одинаковы только благодаря их внешней красоте. Художник стремится к внутреннему единству, лежащему в основе различных аспектов природы. Он так же пытается найти Чайтанья-Ананда-Сат, которое стоит за всеми этими проявлениями.

Некоторые философы говорили, что размышление вырастает в философию, а философия доводится до совершенства в поэзии. И есть художники, которые верят, что кульминацией искусства является высшее познание человека, что, в свою очередь, является целью религии. Искусство и религия – не два полярно противоположных друг другу явления. Они как две сестры-добродетели человека. Искусство пытается постичь Сатьяни-Шивам-Сундарам, которое также является целью религии
Философия Искусства
 Статья / Религия / Индуизм / Философия Искусства
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:14

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...