all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Джайны


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:14
Джайны


(Нет голосов)
439 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Джайны



Верования Джайнов


Джайны, как и буддисты, верят в то, что жизнь есть по сути страдание, и цель - освобождение от него. Но, если буддисты считают, что освобождение от оного достигается посредством правильного действия, то, по мнению джайнов, наиболее оптимальный способ - это аскеза и отстранение от деятельности.

Джайны не верят в существование творца мира. Творение подразумевает желание, желание же означает отсутствие чего-то, что свидетельствует о несовершенстве, В совершенном существе отсутствуют желание и стремление к какой-либо деятельности, и потому такому богу, который творит, а также требует повиновения или добивается почитания со стороны верующего, нет места в джайнской теологии. Вселенная существует сама по себе, и она неразрушима. Наличествуют, конечно, и боги, но они не лучше людей. О них мы отдельно поговорим ниже.

Философия джайнизма была вдохновлена системой атеистической санкхьи. В соответствии с воззрениями этой древней философской системы индийцев, Пуруша (Дух) и пракрити (материя) - единственные реалии этой вселенной. Джайны считают, что существует джива - бездействующая и пребывающая в покое более тонкая реальность и аджива - более плотная реальность. Дживы бесчисленны, и каждая из них обладает своей субстанцией (enity). Когда материя, являющаяся адживой, связывает дживу путами, это приводит к возникновению кармы, к деятельности или, говоря обыденным языком, - к жизни.

Как джива попадает в путы адживы без вмешательства третьей причины, нигде толково не объясняется. Джайны сознают этот недостаток их системы, но ни в малой степени этим фактом не огорчаются, поскольку весь смысл не в том, чтобы узнать, почему душа попала в рабство, но как освободить ее. Факт наличия цепей не ставится под сомнения, а потому в центре внимания находится вопрос, как разрубить эти цепи. Человек, дом которого загорелся, не тратит время на выяснение причин пожара, но старается как можно скорее потушить огонь.

Джайны - блестящие мастера по части разложения всего материала по полочкам и детализирования положений своей системы. Они изучили, проанализировали и классификировали все возможные типы джив и бесчисленные составные компоненты адживы. В этой работе нет возможости описать метафизику джайнов, которая является настоящей наукой.

Подобно буддистам и индусам, джайны придают большое значение закону кармы, который правит всей жизнью. Они считают перерождение души прямым следствием закона кармы. Человек, будучи, с одной стороны, рабом этого закона, с другой стороны - его господин, поскольку он может полностью освободиться от его цепей, следуя джайнскому пути жизни.

В понимании природы окончательного освобождения джайны существенно отличаются от буддистов. Буддийская нирвана в общем-то больше напоминает полное уничтожение или что-то похожее; а у джайнов освобожденная душа-джива сохраняет свою индивидуальность. Она стоит выше желания и деятельности, полна света, и уже никогда не может быть обманута адживой и вовлечена в в кармическую деятельность.

Существует несколько направлений в джайнизме; самыми важными из них являются шветамбары ( "одетые в белые одежды ") и дигамбары ( "одетые сторонами света "). Разделение, видимо, существовало со времени самого Парасванатха, но личность и престиж ранних руководителей джайнской общины не давали возникнуть серьезному расколу. Однако к концу первого века н.э. раскольники-дигамбары отделились от основной общины.

Многочисленные различия между этими двумя направлениями не носят, тем не менее фундаментального характера. Основным поводом для противоречий является вопрос, во то одеваться. Дигамбары верят, что полное освобождение возможно лишь в состоянии абсолютной наготы. Этой идее следуют с такой буквальностью, что, даже если на чреслах святого - небольшой кусок ткани, считается, что ему никогда не достичь освобождения из-за того, что привязанность к этому лоскуту низводит его дживу вниз, в круговорот кармы. Кроме того, то, что он носит эту "одежду ", говорит о наличии сознания стыда, а стыдиться самого себя может лишь грешник. Шветамбары, с другой стороны, считают, что белые одежды не препятствуют освобождению, и даже самый суровый подвижник может носить их.

История развития джайнской общины, биографии ее лидеров писались поэтому с двух разных точек зрения, согласно излюбленным концепциям отдельно взятой школы, и, следовательно, сильно отличались друг от друга. Например, дигамбары считают, что Махавира перестал носить одежду, получив посвящение, шветамбары же отрицают этот факт. Дигамбары считают необходимым накинуть им кусок ткани на чресла. Спор о том, был ли женат Махавира, нами уже обсуждался.

Джайны
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:14

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...