Статья / Религия / Индуизм / Атхарваведа
Атхарваведа
Атхарваведа
О Атхарваведе
Как гласит традиция, Атхарваведа была преимущественно составлена двумя группами риши, известными как Бхригу (Bhrigu) и Ангирас (Angiras). Также сущестувуют части, приписываемые другим риши, например, Каушике (Kau#347;#299;ka?), Васиште (Va#347;#299;#7779;#7789;ha?) и Кашьяпе (Kashyapa?). Выжили две рецензии (шакхи (#347;#257;kh#257;?)), известные как Шаунакия (#346;aunakiya?) (АВС) и Пайппалада (Paippal#257;da?) (АВП). Самхиты этих рецензий, возможно, окончательно сформировались около 600 г. до н. э. ("мантрический" период ведического санскрита и последующая кодификация ведических шакх).
Принадлежа к самому раннему, ведийскому, периоду древнеиндийской литературы, этот памятник занимает особое место среди прочих вед, отличаясь от них и по своему содержанию, и по тому ритуалу, который с ним связан. Атхарваведа уникальна в том отношении, что отражает те стороны жизни древнейших индийцев, память о которых исчезла бы навсегда, не будь она зафиксирована в этой веде.
Другие веды обращены к богам, подвиги которых они восхваляют. Они представляют высокую, иератическую поэзию и могут лишь косвенно отразить интересы и потребности людей того времени. Атхарваведа гораздо более непосредственно выражает нужды и желания ведийцев. В ее заговорах и заклинаниях человек предстает в интимных аспектах своего существования. Именно из Атхарваведы мы узнаем о нем такие бытовые подробности, которые по своей малости не могли бы найти места в иератических гимнах. В Атхарваведе речь идет обычно не о богах и мифах, а о человеке, его общественной и личной жизни, его болезнях и страхах и т. п. Это своего рода энциклопедия быта ведийских племен, из которой можно почерпнуть сведения и о помазании царя на царство, и о свадьбе или похоронах, и о постройке хижины, и о лечении больных.
Статус
Несомненно принадлежа к ядру ведических писаний, Атхарваведа в некотором роде также представляет собой и независимую традицию, параллельную Ригведе и Яджурведе.
Тексты джайнизма и буддизма более враждебны к Атхарваведе, чем к другим индуистским текстам (называя её Аггавана(Aggv#257;na?)-ведой или Ахавана(Ahav#257;na?)-ведой). Они даже называют её неарийской Ведой, которую в Пайппаладе (paippal#257;da?) придумали для человеческих жертвоприношений. Индуистские тексты также принимают жёсткую позицию, встречаются запреты на упоминание текстов атхарванов (Atharv#257;n?) в контексте ведической литературы, хотя некоторые полагают, что причина этого - то, что Атхарваведа по времени идёт последней. Сами по себе Атхарван-паришиштхас (Pari#347;i#347;hthas? - дополнения) утверждают, что специальных жрецов школ Мауда (Mauda?) и Джалада (Jalada?) следует избегать. Утверждается даже, что женщины, связанные с атхарванами (Atharv#257;n?), могут страдать от абортов.
Редакции
Чаранавьюха (Cara#7751;avyuha?) (приписываемая Шаунаке) перечисляет девять шакх, или школ, Атхарваведы:
Пайппалада (paippal#257;da?)
Стауда (stauda?)
Мауда (mauda?)
Шаунакия (#347;aunakiya?)
Джаджала (j#257;jala?)
Джалада (jalada?)
Брахмавада (brahmavada?)
Девадарша (devadar#347;a?)
Чаранавидья (ch#257;ra#7751;avidy#257;?)
Из них только выжили только редакции Шаунакия (АВС) и Пайппалада (АВП). Главный текст Пайппалады считается более древним, чем главный текст Шаунакии, но оба они содержат также и поздние добавления и повреждения. Часто порядок стихов в соответствующих гимнах разнится, иногда в гимнах встречаются стихи, которых нет в другой редакции. Те места, где обе сходятся, скорее всего, восходят к оригинальной версии.
Также в Вишну Пуране (Vi#7779;#7751;u pur#257;#7751;a?) и Ваю Пуране (V#257;yu pur#257;#7751;a?) (древнейших индуистских тексты о богах, богинях и их истории) можно найти несколько более древних школ, не перечисленных в Чаранавьюхе (Cara#7751;avyuha?):
Суманту (sumantu?)
Кабандха (kabandha?)
Кумуда (kumuda?)
Атхарваведа
|
Статья / Религия / Индуизм / Атхарваведа
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|