Статья / Религия / Индуизм / Анатомия желаний
Анатомия желаний
Анатомия желаний
Веданта. Анатомия желаний Веданта говорит, что мы не тело и не ум, что потенциально мы божественны. Эта божественность лежит у истоков самого нашего существования, являясь источником бесконечного Знания и Блаженства. Человек не осознает своей божественности по причине неведенья (авидья). Именно неведенье разжигает в человеке жажду к наслаждениям (кама) и побуждает к поискам вечного счастья в мире. Но не все наши желания направлены на грубые объекты наслаждения; существуют также желания достатка, процветания, потомства и, как венец всему, жажда имени и славы. В Веданте есть для этого термин: «эшана». Желания, в свою очередь, побуждают человека к действию (карма), направленному на их осуществление. Шри Шанкара часто обращается к этому треугольнику «авидья, кама и карма» в своих комментариях к Упанишадам и Бхагавадгите.
Поиски счастья во внешнем мире ограничены для нас пятью каналами восприятия: слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием. Инструментами этих каналов восприятия являются наши пять органов чувств: уши, кожа, глаза, язык и нос. Строение органов чувств таково, что они постоянно устремлены вовне и стараются соединиться с соответствующими им чувственными объектами.
Чистое или вечное счастье в мире невозможно
Жизнь в мире полна двойственности: наслаждение – боль, похвала – обвинение, жара – холод и так далее. Таким образом, счастье в чистом виде в мире невозможно. Как в пакетном соглашении: получаете одно – а другое само приходит. Свами Вивекананда говорит: «Счастье предстает перед человеком с короной горя на голове. Кто позволяет ему войти, должен впустить и горе».
Желание есть причина всех страданий - давным-давно Будда обнаружил это и утвердил одной из Четырех Благородных Истин. Жизнь, состоящая из необузданных чувственных радостей, обязательно оканчивается в страдании и разочаровании. Упанишады также разъясняют, что вечное счастье возможно только в познании Бесконечного (Духа); не может быть никакого счастья в преходящем мире.
Здесь мы рассмотрим последствия, причину, место обитания и корень желания.
Человек действует вопреки самому себе
В «Гите» Арджуна задает Шри Кришне важный вопрос: «Под действием чего человек совершает грех вопреки собственному желанию, как будто силой какой-то ведомый?» Кришна отвечает: «Это желание и гнев, оба проистекают из раджаса. Это наши враги, всепожирающие и являющиеся причиной всякого греха». Берущий за душу стих из «Махабхараты» описывает беспомощность Дурьодхана, охваченного желанием земли и царства своих братьев: «Я знаю, что такое дхарма, но не могу следовать ей; знаю, что такое адхарма, – но не могу воздержаться от нее». Желание и гнев – братья-близнецы. И, как гласит «Гита», в соединении с жадностью эти братья мостят нам дорогу в ад.
Желание невозможно удовлетворить посредством наслаждения чувственными объектами
Большинство людей думают, что, пока они молоды, нужно с головой погрузиться в водоворот мирских наслаждений, а Веданту можно и напотом, до пенсии, отложить, если вообще до нее руки дойдут. К сожалению, из этого ничего не выйдет. Ум, отданный чувственным наслаждениям и заботам о мирском, не может вот так сразу, понаступлении преклонного возраста, обратиться к вещам высшего порядка. Так же и исполнение желаний не помогает нам от них избавится; их становится лишь все больше и больше.
Примером служит жизнь царя Яяти из «Бхагаваты». В расцвете юности Яяти был проклят одним разгневанным мудрецом и обречен им на преждевременную старость. Царь просил у мудреца прощения и умолял об исцелении. Мудрец же сказал, что юность свою он сможет вернуть, только если кто-то отдаст ее в обмен на преклонный возраст царя. Царь обменял свою старость на юность сына и предавался чувственным радостям тысячи лет. Если б можно было побороть желания просто удовлетворив их, Яяти был бы уже пресыщен удовольствиями. Однако же, вместо этого он познал бесспорную истину: “Желание невозможно утолить посредством наслаждения чувственными объектами. Как костер, в который льют масло, оно лишь разгорается все больше”.
Желание ведет к постепенному разрушению
Так же и в жизни чувственных удовольствий ничего не дается даром. С одной стороны, человек получает чувственные удовольствия, но эти же удовольствия замыкают еще одно звено в цепи, приковывающей его к циклу рождения и смерти, и ослепляют его, не позволяя видеть свою истинную, божественную природу. «Гита» живо описывает методичное падение, толчок которому дают заботы об объектах чувственного восприятия:
Анатомия желаний
|
Статья / Религия / Индуизм / Анатомия желаний
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|