Присмотрев необходимую покупку, мельком глянув на рекламный буклет, обещающий необходимую сумму всего-то за 1 процент (или возле этого) ежемесячно, среднестатистический гражданин морщит лоб и пытается вспомнить арифметику. Попытки, как правило, удачны, уж что-что, а складывать, вычитать, делить и умножать в начальной школе учат любого.
Результат вычислений суммы ежемесячных выплат по кредиту обычно устраивает покупателя. Получить заветное приобретение сразу, а заплатить потом нравится очень многим. Да и переплачивать с учетом инфляции придется какой-то мизер. Вполне по силам с моей зарплатой примерно так рассуждает потребитель и направляется в банк.
Банк предприятие старое, как человеческое общество. Когда-то неприглядные ростовщики сегодня выглядят солидно, к клиенту относятся (по крайней мере, внешне) вежливо и всегда готовы услужить, если последний готов оплатить услуги.
Плата за услуги должна быть клиенту по силам, иначе он не придет и банк ничего не заработает. Кроме того, государство ограничивает аппетиты хранителей заветных дензнаков и устанавливает ставку рефинансирования, которую приходится учитывать.
Но заработать очень хочется. Поэтому банкиры придумывают ловкие ходы, чтобы пустить пыль в глаза и сделать кредит более привлекательным и внешне легковесным для клиентского кармана. А заодно и не нарушить существующие правила установления процентной ставки за пользование кредитом.
Последнее время государство пытается бороться с [выкрутасамиk банков. Но [голь на выдумки хитраk. Чего только не придумает для увеличения [законногоk заработка.
Даже словечко в банкирском сленге появилось [навесыk. Навесы эти ничего общего с мебелью и входными дверьми не имеют, а означают дополнительные выплаты, которые устанавливаются для клиентов сверх основной процентной ставки по кредиту.
Размеры навесов различны. Иногда они незначительны в общей сумме кредита, и на них можно попросту наплевать: [Снявши голову, по волосам не плачутk. В других случаях завуалированные изъятия средств из кармана клиента не так уж малы.
Какие же [подводные камниk, слегка прикрытые горой рекламных буклетов, могут ожидать потребителя?
1. Например, плата за рассмотрение заявки на получение кредита. В некоторых банках она устанавливается в пределах двух базовых величин, что сегодня немного превышает сумму в тридцать американских долларов.
При многотысячных займах сумма невелика. Но если вам надо купить, скажем, стиральную машину, стоимость которой [всего-тоk 500 долларов? В этом случае заявка обойдется в шесть процентов от суммы кредита. Неплохая прибавка к обещанным двенадцати.
2. Незабвенный механизм поручительства еще один источник дохода. Чаще всего банк требует двух поручителей. С каждым нужно заключить договор. КрупнейшийP банк готов сегодня услужить в этом направлении всего за 25000 белорусских рублей.
Мелочь! Всего каких-то одиннадцать [баксовk. Но их придется платить каждый раз, когда потребуется этот договор пересмотреть, дополнить или изменить. С суммой кредита соразмерьте плату самостоятельно.
3. Очередная [фишкаk обналичивание кредита. Банки берут за эту операцию до трех процентов от суммы. А еще могут потребовать оплатить: прием наличных при погашении кредита, перечисление денег при оплате товара, различные справки, которые могут понадобиться в бухгалтерии на работе или в налоговой инспекции, и так далее, и тому подобное.
Просуммировав все свои [потериk, можно увидеть, что реальная процентная ставка получается в разы выше рекламной. Но просуммировать не так просто, как кажется на первый взгляд. В договоре обычно не указывают значения выплат, а скромненько пишут в соответствии с тарифами банка.
Из тарифов секрета никто не делает. Но разобраться в них самостоятельно сможет не каждый. Помощи же, скорее всего, не будет.
Даже типовой текст обычного кредитного договора банковские служащие разглашают неохотно. [Пишите заявление, приносите справки, а потом мы вам дадим договор, и вы его почитаетеk.
[Подводные камниk показываются постепенно, чтобы не отпугнуть клиента неприглядной реальной картиной, отличающейся от рекламных призывов.
Как бы там ни было, но популярность кредитов среди населения растет. Причина в том, что кредитование выгодно обеим сторонам. Вот только механизм его достаточно несовершенен. Ну а пользоваться им или нет решать вам. Удачи.
Источник http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-13322/
Зачем банку кредиты?