all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Философы / Владимир Соловьев

Владимир Соловьев


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:08
Владимир Соловьев


(Нет голосов)
276 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Владимир Соловьев



Вл. Соловьев - один из последних ярких представителей классической эстетики, существовавшей в европейском мире около двух с
половиной тысячелетий и опиравшейся на онтологию Прекрасного. Наверное, можно согласиться с мнением автора вступительной статьи к
работе Вл. Соловьева "Философия искусства и литературная критика" : "Уже заезженная назойливыми моралистами троица
Истины, Добра и Красоты на самом деле, как и многие другие "банальности", заключает в свернутой форме целое философское здание:
Здание это стоит на предпосылке идеальной благоустроенности бытия, на фоне чего всякая дисгармония воспринимается как отклонение.
Благая, добрая основа бытия есть его сущностная истина, в плане выразительности и являющая себя красотой". Вл. Соловьев принимает как
достижение раз работку автономной эстетики у Эммануила Канта, который, назвал красоту "бесцельной целесообразностью". Но, соглашаясь
с этим определением, Соловьев считает определение Канта "чисто отрицательным" - недостаточным в главном.
Ибо, если красота не служит ничему средством, значит, сама она, в своем положительном содержании, есть не что иное, мировая
цель, состояние, к которому должен стремиться мир и которое наступит в результате воплощения в нем Истины и Добра".
Говоря о красоте в природе, Вл. Соловьев утверждает, что она "не есть выражение всякого содержания, а лишь содержа ния
идеального, что она есть воплощение идеи. Определение красоты как идеи воплощенной первым своим словом (идея) устраняет тот взгляд,
по которому красота может выражать всякое содержание, а вторым словом (воплощенная) исправляет и тот (еще более распространенный)
взгляд, который хотя и требует для нее идеального содержания, но находит в красоте не действительное осуществление, а только видимость
или призрак идеи. В этом последнем воззрении прекрасное как бы субъективный психологический факт, то есть ощущение красоты, ее
явление или сияние в нашем духе, заслоняет собою саму красоту как объективную форму вещей в природе.
Поистине же красота есть идея действительно осуществляемая, воплощаемая в мире прежде человеческого духа, и это ее
воплощение не менее реально и гораздо более значительно (в космогоническом смысле) нежели те материальные стихии, в которых она
воплощается... " Говоря о красоте как о воплощенной идее, Вл. Соловьев говорит, что она есть лучшая половина нашего
реального мира, " именно та его половина, которая не только существует, но и заслуживает существования. Идеей вообще мы называем то,
что само по себе достойно быть... " "... Таким образом, в красоте, как в одной из определенных фаз триединой идеи,
необходимо различать общую идеальную сущность и специально- эстетическую форму. Только эта последняя отличает красоту от добра и
истины, тогда как идеальная сущность у них одна и та же - достойное бытие, или положи тельное всеединство, простор частного бытия в
единстве всеобщего. Этого мы желаем как высшего блага, это мы мыслим как истину и это же ощущаем как красоту; но для того, чтобы мы
могли ощущать идею, нужно, чтобы она была воплощена в материальной действительности. Законченностью этого воплощения и
определяется красота как такая в своем специфическом признаке". (см. [13] стр. 58) Ни одно из произведений философа нельзя
рассматривать в отрыве от нравственных вопросов, исследованию которых была посвящена вся жизнь Вл. Соловьева. "Истина сама по себе
то, что есть, в формальном отношении - соответствие между нашею мыслию и действительностью.... Ложь - в отличие от заблуждения или
ошибки, - обозначает сознательное, а потому нравственно предосудительное противоречие истине. " В нравственной философии также имеет
значение вопрос о необходимой лжи, то есть о том, позволительно или непозволительно делать сознательно несогласованные с
фактическою действительностью заявления в крайних случаях, например для спасения чьей-нибудь жизни". (см. [15]) Читая Соловьева
необходимо учитывать нравственно-религиозную направленность его творчества. Отношение к любой проблеме трактуется прежде всего с
таких позиций. Например, взгляд на науку: "Наука объясняет существующее. Данная действительность еще не есть истина. Исходный пункт
[/15][/13]
Владимир Соловьев
 Статья / Философия / Философы / Владимир Соловьев
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:08

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...