all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Философы / Творчество Микельанджело

Творчество Микельанджело


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:08
Творчество Микельанджело


(Нет голосов)
645 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Творчество Микельанджело



Философы. Творчество Микельанджело


Едва ли не главной особенностью мастерства Микельанджело является его необычайная смелость и уверенность в работе. Как скульптор он предпочитал камень, где сделанную ошибку нельзя исправить, как живописец — фреску, где также для исправления неверного рисунка или краски необходимо сбить все вместе с грунтом и делать заново. Тем не менее творчество Микельанджело меньше всего походило на импровизацию. Он весьма тщательно подготавливал своп произведения, разрабатывая прежде всего в рисунке очертания и позы своих фигур, а также все композиционное построение. Отводя рисунку решающее место, Микельанджело следовал традиции художественных мастерских эпохи Возрождения, где с первых десятилетий XV века прочно сложилось убеждение, ставшее одной из основ новой теории, что рисунок является «отцом трех искусств», то есть живописи, скульптуры и архитектуры.
Для того чтобы добиться безукоризненной правильности рисунка, ни в чем не погрешить против анатомии, которую Микельанджело прекрасно знал, он пользовался изготовленными им самим восковыми моделями, ртим моделям он придавал нужные ему позы, причем, пользуясь пластичностью материала, одну и ту же фигуру применял для разных поз. Помещая их в разных положениях, он получал нужные ему ракурсы, запечатлеваемые затем в рисунках.
До нашего времени дошло много рисунков Микельанджело, хранящихся в музеях Италии (Уффици и Музей Буонарроти во Флоренции), Франции (Лувр в Париже), Австрии (Альбертина в Вене), Англии (Британский музей в Лондоне) и ряде других. Хотя все это — лишь часть и, повидимому, не очень большая, всего того, что было создано художником, все же по этим рисункам можно составить себе довольно ясное представление об особенностях техники Микельанджело.
Подобно своим современникам, он применял для рисунков перо, мел, а с начала 1500-х годов также и сангину. Среди сохранившихся рисунков есть и самые беглые наброски композиционных построений, фиксирующие первые замыслы (например, первый вариант росписей потолка Сикстинской капеллы), и рисунки поз и движений с модели или обнаженной натуры, и детальное изучение отдельных частей человеческого тела — руки, ноги, головы. Иногда разные варианты встречаются на одном и том же листе.

Рисунки Микельанджело, даже самые беглые наброски, носят не живописный, а скульптурный характер. В них нет ничего недоговоренного, ничего теряющегося в тенях. Главное в них — не контур, не очертания, а выявление пластической силы и выразительности движений, переданных при помощи четко прорисованных мускулов. Микельанджело не был изобретателем так называемой «сетчатой» техники рисунка, то есть моделировки перекрещивающимися штрихами, но пользовался он ею с юношеских лет, когда копировал фрески Мазаччо, и ввел ее в самое широкое употребление.
Микельанджело работал пером в течение всей своей жизни, но, начиная с росписей потолка Сикстинской капеллы, все больше и все шире пользовался мягкими материалами, дающими широкий штрих, — мелом и сангиной, — не только для набросков поз, голов, отдельных членов человеческого тела, но также для целых композиций и архитектонических проектов. Наряду с техникой перекрещивающихся штрихов Микельанджело в совершенстве владел также техникой близко положенных линий, сливающихся друг с другом и создающих впечатление тонко обработанной поверхности.
Примерно до 1530-х годов и художники и любители искусства рассматривали рисунок как подготовительный этап для создания живописной композиции или статуи. С этого времени, рисунок все больше начинает считаться самостоятельным видом искусства, имеющим не подсобное и предварительное значение, а самостоятельную ценность. Рисунки начинают усиленно собирать, появляются первые коллекционеры. Вазари, например, был одним из них, он неоднократно упоминает о своем «альбоме». Не малую роль в таком новом отношении к рисунку сыграл Микельанджело. Его листы, исполненные с особой тщательностью, предназначались, повидимому, для подарков или делались на заказ. Пьетро Аретино добивался, хотя и тщетно, именно таких произведений от Микельанджело.
Современники необычайно высоко ценили рисунки Микельанджело не только за совершенное мастерство, неисчерпаемую изобретательность, насыщенность фигур напряженной внутренней жизнью, но также за их правдивость, за безупречное знание человеческого тела.
Кондиви сообщает, что «Микельанджело перестал заниматься анатомией, так как долговременное препарирование трупов до такой степени испортило ему аппетит, что он не мог ни есть ни пить». Он рассказывает также, что «Реалдо Коломбо, превосходный анатом, медик и хирург, прислал Микельанджело труп молодого арапа, отличавшегося необыкновенной красотой и замечательно правильным телосложением», и что, «анатомируя это тело, Микельанджело показал мне много редких вещей и скрытых тайн анатомии» . Однако это пристальное изучение структуры человеческого тела имело у Микельанджело иное значение, чем у Леонардо да Винчи. Последний, исходя из задач искусства, скоро пришел к проблемам науки, уже независимым от искусства. У Микельанджело изучение анатомии служило лишь реалистической передаче человеческих движений. Никто не умел так, как Микельанджело, показать в «прекрасном обнаженном теле» высокую нравственную чистоту, напряженность воли, красоту подвига и даже страданий человека.

Творчество Микельанджело
 Статья / Философия / Философы / Творчество Микельанджело
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:08

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...