all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Соловьев


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:08
Соловьев


(Нет голосов)
241 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Соловьев



Соловьев Владимир Сергеевич


Русский религиозный философ, поэт, публицист. Философия всеединства Соловьева представляет синтез идей западноевропейской и восточной мысли.

Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева. В юные годы ничто не выдавало в Соловьеве будущего религиозного мыслителя. С 1864 года Владимир учился в московской 5-й гимназии. Окончил он ее с золотой медалью, и его имя занесли на гимназическую Золотую доску.

В 1869 году Соловьев поступает в Московский университет; по желанию отца - на историко-филологический факультет, но в том же году переходит на физико-математический.

Способностями и интересом к физике и математике будущий философ не обладал, поэтому он провалил экзамен на втором курсе. Постепенно накапливалось разочарование в естественных науках вообще В это же время он переживает неудачный любовный опыт. В автобиографической повести "На заре туманной юности" Соловьев описывает объяснение с двоюродной сестрой Катей Романовой, на которой собирался жениться. Еще до разрыва с Катей, в 1874 году, Соловьев поступает вольным слушателем в Духовную академию. Здесь кандидата Московского университета считают либо нигилистом, либо религиозным фанатиком, либо просто сумасшедшим. Кто-то пустил слух, что он хочет стать монахом. Соловьев держится особняком, мнение окружающих его не беспокоит, он весь погружен в философские и богословские штудии. Делает уверенные шаги в стихосложении.

По своему умонастроению он близок славянофилам. Из современников он преклонялся перед Достоевским. Соловьев был увлечен русской идеей Достоевского и посвятил ей специальную брошюру. Более того, вся жизнь его, все его творчество были устремлены к углубленному пониманию различных сторон этой идеи.

На одаренного юношу обратил внимание профессор Московского университета П. Юркевич, высоко оценивший соловьевский перевод Канта. Он увидел в Соловьеве своего преемника по кафедре философии и взял его под свое покровительство, предложив защищать диссертацию.

Для защиты пришлось отправиться в Петербург. Состоялась она 24 ноября 1874 года. Диссертация называлась "Кризис западной философии (против позитивистов)".

Здесь впервые Соловьев сформулировал свою любимую идею всеединства, синтеза западной и восточной культур, которую пронесет через всю жизнь.

"Новейшая философия, - утверждал Соловьев, - с логическим совершенством западной формы стремится соединить полноту содержания духовных созерцаний Востока. Опираясь, с одной стороны, на положительные науки, эта философия, с другой стороны, подает руку религии. Осуществление этого универсального синтеза науки, философии и религии - должно быть высшею целью и последним результатом умственного развития".

В январе 1875 года, Соловьев стал преподавателем Московского университета. Одновременно Соловьев преподавал на женских курсах Герье. Вскоре он подал прошение о заграничной командировке и в июле 1875 года приступил к изучению древних историко-философских текстов в Британском музее. Московский университет отправил Соловьева в Англию для изучения в Британском музее гностической и средневековой философии.

Отметим одно важное для понимания судьбы Соловьева обстоятельство. Соловьев был визионером - ему являлись видения. В возрасте девяти лет он узрел Божественную премудрость - Софию. Уже будучи кандидатом, а затем магистром философии, он увлекался спиритизмом. Соловьев ищет истинные пути к сверхчувственному. С рекомендательным письмом к министру внутренних дел и русскому консулу он отправляется в Египет. Осматривает местные достопримечательности. В пустыне однажды наткнулся на бедуинов, в темноте принявших его за сатану и чуть не убивших его. И вскоре переживает новую встречу с Софией. Об этом речь идет не только в "Трех свиданиях", но и в написанном стихотворении.

В Каире, где Соловьев провел всю зиму, он начал писать диалог "София". Философ беседует с самой мудростью (Софией).

Мудрость предполагает любовь. Мораль вселенской религии основана на любви. Любовь натуральная, иными словами половая, носит сугубо личный характер. Интеллектуальная любовь устремлена к отечеству, к человечеству, к Богу. Соловьев считает возможным синтез двух видов любви - это абсолютная любовь, духовная общность вселенской церкви. Последняя представляет собой и иерархическую организацию: во главе стоит папа, каждая часть света имеет своего патриарха, затем следуют митрополиты, епископы и т. д. Святые отцы - законодатели; помимо них Соловьев видит в обществе обширный слой производителей - ремесленников и земледельцев. Особая роль в утопии Соловьева отведена женщинам: они - воспитательницы. В диалоге "София" намечены контуры всех будущих поисков Соловьева - в области философии, религии, культуры.

Соловьев
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:08

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...