all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Философы / Шри Шанкарачарья. Некоторые соображения о Его жизни и Учении

Шри Шанкарачарья. Некоторые соображения о Его жизни и Учении


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:08
Шри Шанкарачарья. Некоторые соображения о Его жизни и Учении


(Нет голосов)
250 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Шри Шанкарачарья. Некоторые соображения о Его жизни и Учении



Гранд-философ Адвайты


I
В 1988г. Индия отмечала 1200-летний юбилей Шри Шанкарачарьи. Национальный комитет по организации торжеств возглавил наш премьер-министр. Поэтому я и пишу о Шанкарачарье.

II
Известный индийский ученый К. В. Патхак, получивший почетную степень доктора философских наук в Тюбингене, в 1882 г. назвал годом рождения Шанкары 788-й, а годом его смерти - 820-й. Некоторые западные авторы не согласны с такой датировкой. Анализируя материалы, положенные в основу заключения Патхака, они высказали сомнение, в состоянии ли один человек написать и сделать все то, что связывается с именем Шанкары, всего за тридцать два года. Поэтому некоторые из них предположили, что 788—820 годы — это период только активной деятельности Шанкары. Он начался тогда, когда Шанкара стал новым человеком — просветленным аскетом, «познавшим свое реальное Я», и длился до его смерти. «Рождение Шанкары» в 788 г. в этих текстах нужно понимать так: в этом году Шанкара стал аскетом (саньяси). В шастрах так и написано: аскет вступает в совершенно иную жизнь. (В сущности, тот, кто желает стать санньяси, сначала совершает погребальный обряд по самому себе, а потом проходит обряд посвящения в санньяси.) Точно так же, когда в текстах говорится, что в 820 г. Шанкара «достиг состояния Шивы», это значит, что он достиг Единства с Богом, с Шивой, иначе говоря, скончался. Другие ученые все же считают, что Шанкара действительно родился в 788 г., а в 820 г. осознал свою тождественность с Шивой (иными словами он стал просветленным и освобожденным еще при жизни). Выходит, чтобы выполнить все то, что ему приписывают, Шанкара должен был после этого жить еще очень долго. Логика в этих рассуждениях есть.
В 1937 г. крупный индийский историк К. А. Нилаканта Шастри по надписи в Камбодже установил, что Шивасома, внук дяди по материнской линии камбоджийского царя Джайявармана II (802—869), гуру царя Индравармана (877—889), был прямым учеником Шанкары. Надпись гласит, что Шивасома изучал все шастры под руководством Бхагавата Шанкары, перед которым склонялись все ученые мужи 1. Другой крупный индийский историк, Р. Ч. Мазумдар, тоже считал Шивасому прямым учеником Шанкары. 788—820 годы называются годами жизни Шанкары в авторитетной многотомной серии по индийской истории, выпущенной издательством «Бхаратия Видья Бхаван» 2. Также пишут и Радхакришнан в «Индийской философии», и Джавахарлал Неру в «Открытии Индии». Считается, что храмовой и монастырский комплекс Шрингери основал Шанкара. В 1988 г. в нем отмечалась 1200-я годовщина со дня рождения Шанкары.
В своих комментариях к Брахмасутрам (11.2.28) Шанкара пытался диалектически опровергнуть идеи виджнянавады, сходные с теми, которые высказывал Дхармакирти (634—673) и цитировал Дигнага 3. Две строфы Дхармакирти он цитировал в Упадешасахасри (XVIII.142). На Дхармакирти ссылается и ученик Шанкары - Сурешвара в примечаниях к шанкаровскому комментарию на Брихадараньяка Упанишаду. Принято считать, что Кумарила, у которого есть цитаты из Калидасы и Бхартрихари, был старшим современником Шанкары. В свою очередь, Кумарилу цитирует Шантаракшита (680—740). Выше мы говорили о комментарии Сурешвары. Цитаты из него встречаются у Видьянанды в eго комментарии к Аптамимансе, которую написал Самантабхадра. На Видьянанду ссылается Джинасена — автор Харивамшапураны (783 г.), обративший царя Амогхаваршу (815—877). Более того, Шанкара в своем комментарии в Брахмасутрам (II.2.22) цитирует предложение из Абхидхармакошавакьи, принадлежащей перу Гунамати (630—640). На основе всего этого проф. Хаджиме Накамура стремился доказать, что «активную деятельность Шанкара вел в первой половине VIII века» 4. Луис Рену и Даниэль X.X. Инголлс тоже считают, что Накамура правомерно относит деятельность Шанкары к периоду между 700 и 750 гг.

III
В 1910 г. издательство Шри Вани Вилас в Шрирангаме выпустило в свет юбилейное издание трудов Шанкары в 20-ти томах. В нем было 110 работ Шанкары. К этому добавились еще две работы в издании, которое вышло в 1952 г. Известно, что тридцать третий глава монастырского комплекса Шрингери прочитал эти манускрипты и выбрал подлинные тексты. Они подбирались под его руководством и с его одобрения, а добавления к изданию 1952 г. сделаны по прямому распоряжению тридцать четвертого главы комплекса в Шрингери 5. Однако «Каталог каталогов», который подготовил Т. Ауфрехт, содержит список более трехсот работ, приписываемых Шанкаре.

Шри Шанкарачарья. Некоторые соображения о Его жизни и Учении
 Статья / Философия / Философы / Шри Шанкарачарья. Некоторые соображения о Его жизни и Учении
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:08

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...