all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Философы / Сарвепалли Радхакришнан, протагонист глобализации

Сарвепалли Радхакришнан, протагонист глобализации


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:08
Сарвепалли Радхакришнан, протагонист глобализации


(Нет голосов)
432 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Сарвепалли Радхакришнан, протагонист глобализации



Философы. Сарвепалли Радхакришнан


1. Глобализация с недавних пор стала одной из наиболее животрепещущих тем современной социальной философии. Этот феномен, однако, можно рассматривать не только с социально-философских позиций, но и sub specieдругих философских дисциплин (таких, как аксиология или философская антропология), а также и других наук — социологии, психологии, экономики и т. д. Феномен глобализации является, таким образом, феноменом многоуровневым, многоаспектным и онтологически весьма неоднородным. Собственно, именно эта неоднородность обусловливает необходимость рассмотрения этого явления с точки зрения столь различных наук.

2. Существует ряд определений явления глобализации, каждое из которых акцентирует внимание на том или ином аспекте этого феномена. Узость определений обусловливает, с одной стороны, их достаточную точность и четкость, но с другой стороны, и их односторонность. Феномен глобализации не может исчерпываться одним-двумяаспектами, на которых обычно сосредоточивают свое внимание исследователи.

По этой причине мы попытаемся дать свою собственную дефиницию этого явления. Итак, глобализация, по нашему мнению, — это процесс распространения на все культурные регионы мира одного антропологического стандарта, который вытесняет собой другие антропологические стандарты, принятые в тех или иных культурных регионах. Под антропологическим стандартом мы понимаем здесь комплекс, состоящий из следующих компонентов: 1) экономический уклад жизни, то есть принятый в том или ином культурном регионе способ производства материальных благ и необходимый для этого способ социальной организации, применяемый к занятым в производстве индивидам; 2) социальная структура, то есть способ построения взаимоотношений между членами общества, образующего данный культурный регион, независимо от их вовлеченности непосредственно в производство и распределение материальных благ (сюда входят юридические нормативы, религиозные предписания, регулирующие элементы поведенческой практики членов общества, applied ethics, традиционное иерархическое деление общества, государственное устройство и т. д.); 3) идеология, то есть набор базовых для данной культуры мировоззренческих установок, определяющих собой в весьма значительной мере принятые в данном социуме правовые нормы, нормы этики, каноны красоты и т. п.; естественно, эти три базовых компонента теснейшим образом взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют, изменяя друг друга и вызывая тем самым изменения общего облика данного культурного региона.

3. Резонно задаться вопросом: какой же из этих компонентов первичен? Ответ на этот вопрос не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд. К. Маркс, идеи которого на Западе получают все большую известность, полагал именно первый компонент первичным, считая все остальные производными от экономического базиса, то есть от комплекса производительных сил и производственных отношений.

4. Основная проблема процесса глобализации состоит в конфликте различных антропологических стандартов, что выражается, в частности, в межнациональных конфликтах. В каждом культурном регионе три вышеуказанных компонента формируют свой тип человека (поэтому, собственно, комплекс экономических, социальных и идеологических отношений мы и называем антропологическим стандартом), и в ситуации, когда представитель любого данного региона попадает в чужую страну — и, естественно, пытается вести себя там по нормам «своего устава», потому что иначе не умеет, — он становится объектом негативных санкций со стороны обитателей этой страны, требующих от него в конечном счете перенять их нравы. У него есть в этом случае два пути: либо подчиниться им, либо вернуться на родину.

Описанная ситуация весьма проста и понятна, ибо налицо оба участника конфликта, а сам конфликт провоцируется поведением одного из них.

С глобализацией все обстоит далеко не так просто. Когда где-нибудь в Сирии или в Индии бранят американцев, когда в Москве закидывают гнилыми помидорами американское посольство, то эти явления вызваны, очевидно, не непосредственным конфликтом между арабами и американцами, или русскими и американцами. Нет прямого контакта между носителями различных антропологических стереотипов. Чем же вызваны такие конфликты?

5. Вряд ли нужно специально объяснять, сколь велика в современном обществе роль средств массовой информации. По сути дела, реальная картина происходящих в мире и в собственной стране событий нам неизвестна, нам известна лишь та картина процессов и событий, которая дается нам через ТВ или газеты, а это, согласитесь, далеко не одно и то же. Именно это позволило Виктору Пелевинув своем знаменитом « GenerationП» изобразить общество, управляемое некой секретной организацией при помощи искусно сконструированных мифологем и образов, распространяемых и внедряемых в сознание масс через ТВ.

Сарвепалли Радхакришнан, протагонист глобализации
 Статья / Философия / Философы / Сарвепалли Радхакришнан, протагонист глобализации
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:08

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...