all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Философы / Пико делла Мирандола

Пико делла Мирандола


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:07
Пико делла Мирандола


(Нет голосов)
515 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Пико делла Мирандола



Философ Пико делла Мирандола


ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (1463-94), итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. "900 тезисов " Пико делла Мирандола (введение к ним - "Речь о достоинстве человека "), в которых он стремился к всеобщему "примирению философов " (все религиозные и философские школы - частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. С 1488 во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников (Фичино); испытал воздействие Савонаролы.

Современники называли Пико "божественным ", видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Его личность и его труды были известны всей образованной Европе. Умерший в молодом возрасте, Пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более - необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний.

Происхождение и образование

Пико происходил из семьи графов Мирандола и сеньоров Конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами Италии. Четырнадцати лет поступил в Болонский университет, затем учился в Ферраре, Падуе (1480-82), Павии (1483) и Париже (1485-86), осваивая право, древнюю словесность, философию, богословие. Он изучал новые и древние языки (помимо латинского и греческого, также еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов.

Творческий путь

Пико довольно рано сблизился с М. Фичино, А. Полициано, Лоренцо Медичи и некоторыми другими участниками флорентийской Платоновской академии, дух и среда которой оказались весьма благотворны для его творческих планов и религиозно-философских устремлений. В 1486 он составил "Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени " (изд. 1519) и "900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения ", лелея планы защищать их на философском диспуте в Риме в присутствии всех знаменитых ученых Италии и Европы. Диспут, намеченный на 1487, должен был открыться "Речью " (изд. 1496), напоминающей скорее манифест, чем вступительное слово, и посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. Папа Иннокентий VIII, смущенный не только смелостью рассуждений, "выраженных новыми и необычными словами ", о магии, кабале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа (ему было тогда 23 года), назначил для проверки "Тезисов " специальную комиссию, которая осудила часть положений, выдвинутых Пико. Наскоро составленная им "Апология " (1487) привела к осуждению всех "Тезисов ". Перед угрозой преследования со стороны инквизиции в 1488 Пико бежал во Францию, но там был схвачен и заточен в Венсеннский замок. Его спасло заступничество высоких покровителей и прежде всего Лоренцо Медичи, фактического правителя Флоренции, где Пико и провел последние свои годы. В 1489 он закончил и издал трактат "Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения ", в котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенный смысл книги "Бытия ". В 1492 был написан небольшой трактат "О сущем и едином " (изд. 1496) - самостоятельная часть программного труда, который имел целью согласовать учения Платона и Аристотеля, но так и не был осуществлен. Не был осуществлен и другой замысел Пико - обещанное "Поэтическое богословие ". Незадолго до смерти, он завершил "Рассуждения против прорицающей астрологии " (изд. 1496). Похоронен Пико в доминиканском монастыре Св. Марка, настоятелем которого был набожный и аскетичный Джироламо Савонарола, тесно общавшийся с философом-гуманистом в конце его жизни.

Учение

Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного "я ". Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире.

Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.
Пико делла Мирандола
 Статья / Философия / Философы / Пико делла Мирандола
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:07

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...