all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Н. К. Рерих


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:07
Н. К. Рерих


(Нет голосов)
542 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Н. К. Рерих



Н. К. Рерих. Биография


Кто он такой?
Пусть этот вопрос не покажется странным, ведь большинство из нас знает о Рерихе очень немного. Обычно имя Николая Константиновича ассоциируется с его художественным наследием, и мало кто знает, что Рерих был не только художником. Гораздо хуже мы знаем Рериха как писателя, философа, путешественника, общественного деятеля. Еще меньше мы знаем его как Ученика, удостоенного в XX веке чести напрямую контактировать с Великими Учителями и старавшегося в каждое свое произведение вложить частицу Мудрости, полученной от них. Пакт Рериха, справедливо называемый «Красным Крестом Культуры», знаменитая трансгималайская экспедиция, прошедшая по пути сокровенных странствий Будды, институт Урусвати с задачей синтезировать науку и религию – все это тоже непосредственно связано с именем Рериха. Попробуем вместить в краткие рамки статьи основные вехи жизненного пути человека, о котором на востоке говорят, что он почтил Землю своим присутствием.

Детство и юность
Николай Рерих родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 г. в Санкт-Петербурге в семье преуспевающего нотариуса Константина Федоровича Рериха. Сама фамилия Рерих имеет скандинавское происхождение и означает «богатый славой».
Уже в детстве проявилась многогранность увлечений Рериха и его тяга к Востоку. В Изваре, загородном поместье недалеко от столицы, едва научившись читать, он перечитал все, что касалось истории России и, особенно, ее героического эпоса. Чуть позже он увлекся археологией и даже получил разрешение на проведение раскопок в окрестностях Извары. «Мои первые находки из могильников соотносились не только с любимыми уроками истории, но и с географией, а также с причудливым историческим вымыслом Гоголя», - писал впоследствии Николай Константинович, чья способность синтезировать различные виды творчества в поиске единых духовных основ стала его собственным творческим кредо.

Его музыкальный и художественный вкус с детства тяготел к Востоку. В немалой степени этому способствовали рассказы ученых-востоковедов, приходивших в гости к семье Рерихов, но, очевидно, причины подобного устремления гораздо глубже. Примечательно, что детское воображение мальчика было поражено величественностью горы, изображенной на находившейся в Изваре картине. Впоследствии Рерих узнал, что это была Канченджанга – одна из самых красивых и таинственных вершин Гималаев.

Константин Федорович, отец Николая, не противился разнообразию увлечений сына, ставя единственным условием для него юридическую карьеру. Сам же Николай уже в гимназии проявил незаурядные художественные способности и мечтал поступить в Академию Художеств. В итоге в 1893 году он получил разрешение посещать ее, став студентом юридического факультета императорского Университета.

Начало творческой деятельности
В становлении Рериха как художника огромную роль сыграло его обучение в мастерской Архипа Ивановича Куинджи, выдающегося русского художника-передвижника. «В живописи должна присутствовать духовность, - учил Куинджи. - Ей должны подчиняться композиция и техника». «Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни», - подвел итог этому периоду сам Рерих. В дипломной работе – картине «Гонец. Восстал род на род» - он обобщил свое понимание русской истории, первые философские размышления о миссии России и открыл ей целую серию полотен, посвященных русской истории и мифологии. «Гонца» высоко оценил сам Л. Н. Толстой.

Будучи уверенным в том, что своими корнями русское искусство уходит в историю задолго до христианизации Руси, Рерих смело использовал в своем творчестве народные мотивы, чем заслужил как резкую критику, так и высокое признание со стороны современников. В 1900 году он поехал в Париж, где продолжил обучение в студии Фернанда Кормона, ценившего, как и Рерих, легендарное прошлое.

В том, что путь к будущему лежит через понимание прошлого, Рериха поддержала Мария Клавдиевна Тенишева, с которой он познакомился в 1903 году. Молодой художник с энтузиазмом включился в реконструкцию усадьбы Талашкино, в которой, по замыслу Тенишевой, должна была возникнуть община для художников. Кисти Рериха принадлежит уникальная фреска в Храме Духа в Талашкино, изображающая Царицу Небесную, Мать Мира, к теме которой впоследствии он неоднократно возвращался.

Лада
В 1900 году, будучи проездом в Бологом в имении князя Путятина, Николай Константинович познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей 28 октября 1901 года Еленой Рерих. Кто мог предвидеть тогда удивительное будущее этого союза? «Ладой» называл Николай Рерих свою «другиню и вдохновительницу» и посвятил ей несколько своих работ. Одна из них, «Ведущая», в аллегорической форме передает тонкие и глубокие взаимоотношения, на всю жизнь связавшие Рерихов. «Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом и вся семья - всё строится по тем же благодатным началам», - писал Николай Константинович о супруге.

Н. К. Рерих
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:07

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...