all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Философы / Мейстер Экхарт (1260-1328)

Мейстер Экхарт (1260-1328)


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:07
Мейстер Экхарт (1260-1328)


(Нет голосов)
466 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Мейстер Экхарт (1260-1328)



Майстер Экхарт в немецкой философии


Рассматривая философию как неотъемлемую часть культуры, нельзя не признать ее целостности внутри европейской цивилизации и даже определенную зависимость от нее в самом факте своего появления и развития. Ведь не случайно Гегель полагал, что философия является характеристикой и достижением именно европейской культуры, в отличии от ее азиатских и восточных соседей. Действительно, даже если мы не соглашаемся с гегелевской позицией по этому вопросу, бросается в глаза, что европейская философия представляет собой самобытное и уникальное образование, которое имеет общие корни и темы, порожденные особенностями европейской цивилизации. Очевидно, например, что для европейской философии принципиальными основаниями ее развития, формирования и осуществления(по сей день) являются демократия, христианство, феномен техники.

Все эти условия, отсутствующие в иных мегакультурах, не могли не повлиять на тот остов, тот образ философии, который определяет собой деятельность европейского духа. Конечно, вопрос о том, действительно ли этот образ тождественен с самой сущностью философии, т.е. действительно ли подлинная философия возможна только в единственном, европейском варианте(как считал Гегель), по меньшей мере дискуссионен, и его разрешение зависит от того, как понимается философия. Если она понимается как феномен культуры, то позиция Гегеля не кажется уж очень грубой, особенно для мониста; хотя, с другой стороны, ничего не мешает признать справедивость положения о том, что если европейская культура производит изнутри себя европейскую философию, то, например, азиатская культура способна породить азиатскую философию. Впрочем, это суждение предполагает, что источником философии является уже не культура, в своей самобытности, а само человеческое бытие, для которого она (философия) выступает способом отношения к миру и к самому себе, и культурная специфика, в которую погружен и с которой, как основой своего существования, человек неразрывно связан, придает ей лишь свою оригинальную форму.

Впрямую эта проблема должна рассматриваться философией культуры или философией истории; нас же она заинтересовала здесь в связи с тем, что целостность европейской философии, фундируясь и скрепляясь развивающимся единством духа европейской культуры, проявляется при этом не в одной, а в нескольких фундаментальных парадигмах. Такое положение обретается в философии отнюдь не сразу. Так, хотя в античности имеется достаточное количество разнообразных философских направлений, однако все они порождены единой древнегреческой установкой, которая, конечно, развивается, но не раздробляется. Пожалуй, еще большую целостность можно встретить в эпоху Средневековья, когда единство европейского культурного пространства стало поддерживаться не только посредством языка, но и благодаря активному воздействию догматических положений христианской религии. При этом подобная целостность была плюралистичной, т.е. включала в себе множество национальных культур, творческая продуктивность которых была, правда, до поры подчинена латинскому единству христианского видения мира.

Но вот к концу Средневековья стала все сильней и сильней проявляться тенденция к осуществлению национальной культурной самобытности, по своему воплощающей и осуществляющей те начала, которые определяли собой целостность европейской культуры. Впрочем, здесь нужно четко понимать, что далеко не всякая культурная самобытность может породить из себя философскую парадигму--для этого требуются дополнительные условия, вытекающие из глубинных оснований той или иной культуры. Поэтому внутри европейской цивилизации можно выделить, как я считаю, только три таких парадигмы--английскую, французскую и немецкую(вопрос о русской философии здесь обсуждаться не предполагается); это не означает, конечно, что иные европейские культуры не имеют опыта своего национального философствования, но говорит лишь о том, что их философское мышление использует в своем развитии установку той или иной парадигмы.

Каждая из этих трех парадигм отличается своей спецификой. Так, содержание парадигмы английской установки определяется эмпиризмом и позитивизмом; французской--гуманизмом и социальностью. Но цель моего настоящего исследования чуть подробней остановиться на форме не английской и французской, а немецкой философии. Это я и собираюсь сделать, проследив бегло ту связь, которая установилась между Майстером Экхартом и философским остовом немецкой мысли, а частично и всей немецкой культуры.

Мейстер Экхарт (1260-1328)
 Статья / Философия / Философы / Мейстер Экхарт (1260-1328)
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:07

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...