Иммануил Кант
Иммануил Кант
Философы. Иммануил Кант Совершив в прошлой передаче вместе с Булгаковской Маргаритой головокружительный полет, переведем дух. Сверхсветовые скорости, пятые измерения, скажет ироничный слушатель - разве все это для тихого философского музея?! А нельзя ли что нибудь поспокойнее. Ведь не все же философы жили в бочках, сидели в тюрьмах, утешаясь там философией, или строили утопические проекты, пытаясь осчастливить все человечество. А как же - " "Даруй мне тишь своих библиотек… " "
Кто-то же из философов, сидел за письменным столом и писал, писал…
Для любителей тихой и вдумчивой философии в нашем призрачном философском музее всегда открыт один большой зал, зал классической немецкой философии. Здесь есть где отдохнуть, и не торопясь, поразмыслить. И один из самых почетных и любимых сокровищ этого зала - старенький зонтик великого немецкого философа Иммануила Канта, размеренная жизнь которого удивляла даже соотечественников.
Сегодня мы попробуем представить себе, что происходило на том знаменитом завтраке у Канта, на котором присутствовал… вспомнили?! - сам Дьявол.
Только нельзя опаздывать. О пунктуальности профессора Канта ходят легенды. Его рабочий день начинается в пять часов утра. По нашей сегодняшней классификации, Кант - жаворонок.
Представим: в халате и в ночном колпаке профессор направляется в кабинет, где выпивает две чашки слабого чая и выкуривает трубку.
После трубки первый рабочий час был наиболее плодотворным и радостным. Если предстояли лекции, то следующий час уходил на подготовку к ним. Лекции обычно начинались… [слушайте, слушайте современные студенты, любящие поспать] - в семь часов утра!!!
После занятий в университете профессор снова облачался в халат и усаживался в кабинете. Без четверти час появлялись приглашенные на обед друзья - коммерсант, пастор, математик, врач, ну и, конечно же, философы. Среди этих гостей, по творческой фантазии Булгакова был и Сатана. Ровно в час на пороге кабинета появлялся слуга Канта, отставной солдат Лампе и произносил сакраментальную фразу: " "Суп на столе " ".
Кант никогда не обедал в одиночестве. Он мотивировал это тем, что обедающий за уединенным столом остается наедине со своими мыслями и не отдыхает.
Застольная беседа - великое искусство. Помните, как другой, уже русский профессор говорил: " "Еда, штука хитрая. Есть надо уметь " ". В этом взгляды двух профессоров совпадают. Кант тоже считал, что нельзя допускать тягостной тишины, нельзя перескакивать в разговоре с одного предмета на другой, нельзя допускать, чтобы за столом разгорались страсти. Застольная беседа - игра, а не дело. Закончить же любые дебаты лучше всего шуткой, она не только примеряет противоположные мнения, но, вызывая смех, способствует лучшему пищеварению.
Итак, на той знаменитой трапезе, где присутствовал Сатана, речь, по-видимому, шла о кантовских доказательствах Бытия Бога и о знаменитом категорическом императиве. Прежде чем рассказать об этом, предоставим слово очевидцу…
"Браво, браво!! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила. Но вот в чем курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестой доказательство.
Ведь говорил я ему тогда за завтраком: " "Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут.
Берлиоз выпучил глаза: " "За завтраком…Канту?…Что это он плетет? " "
Внимательные читатели наверняка заметили маленькую неувязку - здесь завтрак, там обед. Но большой ошибки нет - дело в том, что Кант, следуя собственному диетическому методу, ел один раз в день.
А знаменитые доказательства Бытия Бога были созданы средневековыми богословами и философами, о которых мы уже рассказывали. Кант же, критикуя эти доказательства, вначале свел их к одному, которое строится примерно так: " "О Боге мы думаем, как о самом совершенном существе, но если у него нет признака существования, то это существо недостаточно совершенно. Бог - совершенное существо, следовательно, он существует, что и требовалось доказать! " "
Однако Кант тонко заметил, что Богу в этом доказательстве незаметно приписывается свойство существования на основе того, что мы думаем о нем как о совершенном существе. Но такое понятие о Боге не есть еще бытие Бога.
Иммануил Кант
|
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|