Статья / Философия / Философы / Философия - время принимать решения
Философия - время принимать решения
Философия - время принимать решения
Г. Лейбниц. Основополагающие труды по философии
Казалось бы, сам предмет изучения – человек – рассмотрен со всех сторон и разложен на составляющие его компоненты представителями всех существующих наук. И сколько было уже законченных и стройных учений о человеке и его сути, начиная с античных времен и по сей день! Но проходит определенный временной отрезок, и мы выясняем, что то, с чем были согласны полностью или в достаточной степени, нас уже совершенно не удовлетворяет. Мы по-прежнему сомневаемся – верно ли понята сама суть наук о человеке?
В данной статье предпринята попытка рассмотреть еще один вопрос: каким образом современные философские представления влияют на самого человека, на его практическую жизнь в социуме и на перспективы его развития как открытой системы?
Для поиска ответа попытаемся с максимальной объективностью и определенной долей самокритики проанализировать современное состояние человечества на таких ключевых направлениях его развития, как наука и образование, воспитание и семья, экономика и политика.
Научно-техническую революцию, начавшуюся в середине 50-х гг. прошлого столетия, на рубеже веков сменил период стагнации, который охарактеризовался падением веры в силу и возможности большинства отраслей науки. Практически все ее достижения, с таким трудом доставшиеся человечеству, вкладывающему в теоретические исследования и прикладные разработки огромные людские и материальные ресурсы, в итоге приносят нашей цивилизации вред. И это помимо того, что, вопреки ожиданиям и радужным прогнозам, фундаментальная наука почти во всех ее направлениях подошла к пониманию ограниченности своих возможностей в исследовании мироздания.
Человечество столкнулось с угрозой собственному существованию, возникшей вследствие научно-технического прогресса. Вероятность глобальных техногенных катастроф, по расчетам самих же ученых, с неизбежностью возрастает. Растет и риск применения оружия массового уничтожения. Все больше опасений, что страны, обладающие ядерным оружием, не смогут удержать его под контролем и его несанкционированное применение лишь вопрос времени. Разработки, направленные на увеличение производства продуктов питания, оборачиваются новыми неизлечимыми болезнями. Достижения медицины, позволяющие справиться со многими заболеваниями, приводят к нарушению процесса естественного отбора. Результатом является закрепление генетических отклонений в последующих поколениях. Человек как биологический вид вырождается именно из-за чрезмерного развития отдельных научных направлений.
Науке недостает системного подхода ко всем ее отраслям в целом. Как правило, исследования уходят в глубь изучаемого материала и становятся все более узкоспециальными, отдаленными от общего процесса развития как науки, так и всего человечества. То есть ученый, исследователь узнает все больше о все меньшем, и смежные дисциплины все труднее свести в единую научную систему. Даже перспективное научное достижение в области средств коммуникации, проявившееся в нашем мире столь стремительно и широко, может сделать человека уязвимым и незащищенным. Не нужно быть очень прозорливым, чтобы предположить, что негативные последствия научно-технического прогресса и в этой сфере вскоре приуменьшат его достоинства. Первыми вестниками такого процесса стало появление специфических заболеваний, возможностей вторжения в личную жизнь и несанкционированного доступа к информационным ресурсам в преступных целях.
Образование, непосредственно связанное с наукой, также страдает бессистемностью. Обилие специализаций, диктуемых техническим прогрессом, не позволяет четко выстроить систему образования, и поэтому она не способна на сегодняшний день обеспечить качественную подготовку специалистов. Современная система образования может дать лишь общие знания. Этот факт приводит к снижению надежности и безопасности функционирования сложнейших производственных комплексов.
Актуален вопрос о системе воспитания нового поколения. К сожалению, смена различных методов и подходов в воспитании привела к образованию огромного количества школ. И это при том, что традиционные методы, успешно применяемые в течение тысячелетий, уже несостоятельны в силу радикально изменившихся социальных условий, а повышение умственных нагрузок ведет к снижению физического здоровья.
Закономерным следствием деформации системы воспитания стало разрушение основы общества – семьи. Дети и родители, супруги отчуждаются друг от друга. Семьи, особенно в развитых странах, становятся малочисленными. Смертность превышает рождаемость, а количество пожилых людей стремительно растет. Новое поколение не сможет обеспечить предыдущему достойное существование в силу численного несоответствия. Соотношение численности населения планеты, живущего относительно комфортно и живущего ниже приемлемого уровня, составляет один к шести. Примерно половиной всей собственности на планете владеют около 500 человек из 7 млрд, населяющих планету. В условиях стремительно развивающихся средств коммуникации это обстоятельство может привести к весьма неблагоприятным последствиям. По прогнозам демографов, в пятидесятилетний срок произойдет количественное сокращение коренного населения стран Европы и Северной Америки за счет притока переселенцев из Азии. Никакие искусственные барьеры иммиграционным процессам не могут стать серьезной преградой этому явлению.
Философия - время принимать решения
|
Статья / Философия / Философы / Философия - время принимать решения
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|