Статья / Философия / Философы / Белый слон Будды
Белый слон Будды
Белый слон Будды
Философы. Белый слон Будды
Следя за полётом бабочки Чжуанцзы, мы незаметно оказались в зале древнеиндийской философии. Здесь всё внимание сразу привлёк, пожалуй, самый большой экспонат нашего музея - огромный белый слон с могучими ногами, длинным хоботом и великолепными бивнями. Наш слон кроток и безобиден. Он молчалив, однако, его часто можно встретить на шумных философских диспутах, особенно там, где обсуждаются трудные и глубокие вопросы познания. Белый слон приходит туда из буддийской притчи о слоне и слепцах, рассказанной когда-то самим Просветлённым. Легенда говорит о том, что рождение самого Будды тоже связано со слоном. Чудесный сон увидела будущая мать Просветлённого. Снится ей, что боги, стражи четырёх стран света, перенесли её на Гималаи и оставили на ложе под тенистым деревом. Явились затем богини и омыли её в священном озере и одели в небесные одежды. И когда она вновь возлегла, вдруг явился белый слон и вошёл в её правый бок. Наутро царица рассказала сон мужу. Царь позвал звездочётов, чтобы те объяснили чудесный сон. И сказали они: ”У царицы родится ребёнок, и если он останется в миру, то будет царём всей земли, а если станет отшельником, то будет Буддой - Просветлённым и учением своим просветит весь мир”. И стала царица ждать рождения сына. И когда пришло время, она захотела отправиться в загородный сад. Здесь, стоя под деревом, она родила сына, который чудесным образом вышел у неё из правого бока. Младенец сделал несколько шагов и издал победный клич, от которого содрогнулись злые силы. Кто знает, может быть благодаря этой легенде в буддийских притчах часто присутствует слон. Проповеди Будды производили на слушателей неизгладимое впечатление. Вечером, когда спадала жара, ученики собирались вокруг учителя и прислушивались к его голосу. Голос был совершенен и полон мира…
- «Как Вы думаете, о ученики, чего больше, воды в четырёх великих океанах или слёз, которые Вы пролили, пока блуждали и странствовали в долгом паломничестве, называемом жизнью? Вашей долей было то, что Вы ненавидели, а то, что Вы любили, не было Вашей долей».
Спокойно и ясно текла тихая речь Будды. Он излагал своё учение о страдании, о происхождении страдания и о пути к его уничтожению. Терпеливо шёл Будда своим обычным путём поучений - путём притч, примеров и повторений. Когда Будда, с наступлением ночи, заканчивал свою проповедь, некоторые из паломников выступали вперёд. Одни высказывали горячее желание вступить в общину и сделаться его учениками. Другие, пользуясь случаем, задавали Просветлённому вопросы и просили разъяснить им то, что они не поняли из великого учения. На многие вопросы ответил Будда и стал одним из великих учителей человечества. Однако есть вопросы, на которые не ответил сам Будда. Вот эти знаменитые десять вопросов:
Вечен ли мир, или он не вечен? Конечен ли мир, или он бесконечен? Тождественна ли душа с телом, или душа отлична от тела? Бессмертен ли познавший истину, или он смертен? Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным и смертным? Или нет?
Ученики Будды с волнением ждут ответа на эти предельные философские вопросы. А что же Будда? Будда молчит… О, это великое молчание Будды. Как оно красноречиво! Только противники Просветлённого, скептики и глупцы посмеивались над ним. ”Будда просто не знает ответа на эти вопросы”, - кричали они. И вот, подождав, пока шум сам собой стихнет, начинает говорить Будда…
- ”О братья! Представьте себе человека, раненного стрелой в грудь. Спасение его зависит от искусства врача, который легко может вынуть смертельное орудие. Неужели раненый станет спрашивать у врача - из какого дерева сделана эта стрела, какой краской и в какой цвет она окрашена и перья какой птицы к ней прикреплены? Неужели он станет задавать подобные вопросы, зная, что драгоценное время проходит и ему грозит неминуемая смерть?!”
Ученики поняли учителя и просияли. Конечно же, он знает, как решаются проклятые философские вопросы, которые ему задали. Для него они тоже важны, но второстепенны. А главное - это учение о благородных истинах, о страдании и о пути праведника. Ведь первейшая задача - положить конец несчастьям. А тот, кто посвящает себя умствованиям о душе и мире, изнывая в то же время от страданий, поступает как глупец.
|
Статья / Философия / Философы / Белый слон Будды
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|